В 2014 году Верховная Рада проголосовала за Закон «О высшем образовании» №1556-VII, однако преимущественное большинство нововведений были преждевременными, поскольку базовый закон «Об образовании» был принят только тремя годами позднее.
«Эти обстоятельства обусловили необходимость разработки комплексного законопроекта, принятие которого позволит согласовать оба закона, усовершенствовать действующие нормы и привести их в соответствие с требованиями времени», — отмечается в пояснительной записке к проекту закона №8385 от 18.05.2018 о внесении изменений в ЗУ «О высшем образовании» относительно изменения системы управления учреждениями высшего образования.
По мнению авторов законопроекта, демократизация управления и прозрачность принятия решений, в том числе в сфере образования, являются обязательными составляющими демократического государства.
Предложенные изменения сделают структуру органов управления значительно четче, одновременно усилятся все ее звенья. Это в свою очередь обеспечит разумное распределение управленческих функций, а также эффективный взаимоконтроль.
Так, депутаты предложили сменить подход к управлению УВО и использовать некоторые элементы корпоративного менеджмента. Это должно предотвратить возможные бюрократические несогласованности или конфликты.
Ученый совет университета станет своеобразным законодательным органом. От него будут зависеть содержание и качество образовательных программ, научных исследований, преподавательская и научная активность учреждения высшего образования и его отдельных подразделений.
Сегодня исполнительный орган в большинстве случав представлен ректоратом. В соответствии с законопроектом, им станет отдельный орган с четкими полномочиями, который формируется руководителем учреждения и ему же подчиняется. Вместе с тем депутаты предлагают учредить должность финансового директора УВО.
Это позволит сформировать принципиально новую культуру управления университетом, в основе которой будет лежать распределение прав и полномочий, а не административное единоначалие.
Кроме того, согласно предложенному проекту, в каждом УВО должны быть сформированы наблюдательные советы в составе семи человек сроком на 5 лет. При этом лицо, назначившее или делегировавшее того или иного члена совета, имеет право отозвать его.
К сфере полномочий наблюдательных советов, в частности, предлагается отнести:
- утверждение стратегии развития учреждения высшего образования;
- контроль над выборами руководителя учреждения, согласование кандидатуры на должность финансового директора;
- контроль над экономической деятельностью учреждения;
- утверждение годового бюджета, ежегодных отчетов ректора и финансового директора.
С целью обеспечения максимальной прозрачности деятельности наблюдательных советов, протоколы, видеотрансляции или стенограммы заседаний должны будут публиковаться на официальном сайте учреждения высшего образования.
Также изменения могут коснуться и процедуры избрания ректора УВО. Так, претендент на эту должность должен будет представить общественности собственную стратегию развития учебного заведения. Выборы будут проходить под контролем общественных организаций, занимающихся вопросами образования, а ректором станет кандидат, получивший не менее 2/3 голосов.
При отсутствии такого претендента, наблюдательный совет сможет рекомендовать заключить контракт с одним из кандидатов, набравшим более 25% голосов, или же назначить временно исполняющего обязанности ректора.
Вместе с тем возрастет и роль студенческого самоуправления. Так, студенты смогут принимать участие в управлении делами университета наряду с руководством УВО, в объеме, прямо установленном законом.
Как ранее сообщала «Судебно-юридическая газета», в Украине понятие «высшее учебное заведение» заменили термином «учреждение высшего образования».