Три законопроекта, посвященных созданию нового органа финансовых расследований, сегодня анализирует парламентский комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. После этого, предположительно в четверг, 17 мая, они будут вынесены для рассмотрения и принятия в первом чтении в зал парламента. Накануне профильный комитет по вопросам налоговой и таможенной политики не смог определиться с приоритетами, учитывая, что все авторы законопроектов являются членами одного комитета, и рекомендовал к рассмотрению все три своих детища.
Об этом сообщила народный депутат Оксана Продан. Она также отметила, что бизнес одобрительно воспринимает идею создания нового органа финансовых расследований взамен налоговой милиции и ожидает от него действенной защиты своих прав и работы в рамках законов.
По мнению парламентария, после создания такого органа, у всех других правоохранительных структур необходимо забрать полномочия по расследованиям в экономической сфере. Также очень важно, чтобы орган занимался исключительно аналитической работой и не имел в свой структуре силовых спецподразделений. В случае необходимости за помощью можно обратиться в Национальную полицию. И наконец, необходимо все-таки предусмотреть «сито» при отборе на работу в новом органе сотрудников других правоохранительных структур.
«Главное, чтобы не создать вместо одного монстра — другой, или в дополнение к четырем существующим структурам — еще одну, пятую», — подчеркнула Оксана Продан.
Эксперты в вопросах реформы органов правопорядка также считают, что время налоговой милиции в ее нынешнем виде уже закончилось. Однако три законопроекта на одну тему — это перебор.
«Нужен один закон, который бы вобрал в себя все наилучшие положения альтернативных проектов», — отметил эксперт РПР Владимир Петраковский.
Идеальным он видит закон, который бы предусмотрел четкую подследственность дел нового органа, чтобы наряду с другими правоохранительными и антикоррупционными органами не мешать друг другу.
Орган финансовых расследований желательно сделать не силовым, а гражданским центральным органом исполнительной власти в своей сфере, в непосредственном подчинении Кабинета министров. В процессе его создания не должно быть никакой роли Президента Украины: ни при формировании конкурсной комиссии, ни при назначении директора и других руководящих лиц.
Квоты для трудоустройства в новом органе сотрудников из других правоохранительных органов должны быть обязательно, как, например, в Государственном бюро расследований.
Но самое главное, чтобы обеспечить в работе нового органа действенный общественный контроль и отказаться, наконец, от порочной практики избрания Совета общественного контроля путем проведения Учредительного собрания.
«Имеющийся опыт показывает, что учредительное собрание — это благоприятная почва для манипуляций. Гораздо более объективный и прозрачный вариант — интернет онлайн-голосование. Современный уровень развития цифровых технологий, например применение цифровой подписи, позволяет отсечь возможные злоупотребления», — заявляет Владимир Петраковский.
Создание нового органа финансовых расследований с нетерпением ожидает не только отечественный, но и международный бизнес. О требованиях к новому органу, созвучных мнению экспертов, говорится в Меморандуме МВФ с Украиной об экономической и финансовой политике от 27 февраля 2015 года, а также в письме от 12 апреля нынешнего года лидеров так называемой «Большой семерки» — международного клуба, объединяющего Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию, к спикеру парламента Украины Андрею Парубию.
Насколько будут учтены данные рекомендации, покажет следующая пленарная неделя.