История, знакомая всем киевлянам: общественность, возмущенная строительством многоквартирного дома или торгово-развлекательного центра на месте парка, поднимает скандал, что в результате приводит либо к кровопролитию, либо к тому, что местная власть отзывает свое решение о выделении земельного участка под застройку.
«С точки зрения европейских стандартов административной процедуры, прежде чем принять решение, затрагивающее чужие интересы, необходимо выяснить мнение этих людей и по возможности сбалансировать интересы государства и отдельно взятых граждан. Таким образом, процедура станет прозрачной, а инвесторы будут должным образом защищены, поскольку соответствующее решение получит легитимность, в том числе и со стороны общества», — отмечает эксперт Центра политико-правовых реформ Виктор Тимощук.
В такой ситуации становится очевидной необходимость законодательного регулирования отношений органов власти с гражданами и юридическими лицами. Однако разработка соответствующей нормативно-правовой базы в Украине, начавшаяся еще в 1999 году, до сих пор не увенчалась успехом.
Как следствие, многочисленные государственные ведомства и органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются разными процедурными порядками, что, безусловно, создает лишние сложности в процессе защиты гражданами своих прав и отстаивании интересов.
В июле 2008 года Кабинет министров направил в парламент проект Административно-процедурного кодекса Украины №2789, который дважды рассматривался профильным комитетом Верховной Рады и был вынесен на голосование. Тогда для принятия законопроекта в первом чтении не хватило нескольких голосов, и впоследствии он был отозван.
Позже, уже в 2014 году, Минюст вновь взялся за работу над законом, регламентирующим админпроцедуру. В результате был создан законопроект, который получил одобрительный отзыв от аналитического центра ЕС Sigma. Но и после этого проект закона не направили в Верховную Раду, а в который раз взялись за его доработку и усовершенствование.
Стратегия реформирования государственного управления Украины на 2016-2020 годы предусматривает ориентировочный срок завершения работы над законопроектом — третий квартал текущего года.
В январе 2018 года Министерство юстиции утвердило обновленный состав рабочей группы по разработке закона об админпроцедуре, представители которой в рамках пресс-конференции, состоявшейся 10 мая, рассказали о сути и главной цели закона, а также о том, какие изменения он несет для граждан, бизнеса и государственных органов.
«Когда в 2003-2004 годах Верховная Рада рассматривала проект Кодекса административного судопроизводства, эксперты отмечали, что мы совершаем ошибку. Следовало бы сначала принять закон об административной процедуре, регулирующий порядок разрешения тех или иных ситуаций, а уже потом прописывать правила судебного рассмотрения спора. Однако этого не произошло. Одна из причин — банальное отсутствие политической воли», — отметил Игорь Колиушко.
Так, на сегодняшний день авторам законопроекта удалось достигнуть консенсуса по основополагающим положениям документа: предмета и сферы действия закона, принципов админпроцедуры и правового статуса ее участников. Представители рабочей группы убеждены, что результатом такой длительной работы наверняка станет взвешенный и выверенный текст, в котором будет учтен как лучший зарубежный опыт, так и украинские реалии.
Замминистра юстиции Светлана Глущенко объяснила, почему на сегодняшний день принятие указанного закона является необходимым и на какие изменения стоит рассчитывать украинцам. «Мы стремимся внедрить единые унифицированные правила и механизмы, чтобы люди понимали, каким образом они могут защитить свои права и интересы в отношениях с органами государственной власти. Кроме того, в принятии этого закона заинтересованы и судьи — он позволит решить вопрос досудебного урегулирования административных споров и таким образом разгрузит суды».
Среди основных новаций, которые несет в себе закон, замминистра отметила, в частности:
- право лица высказать и аргументировать свою позицию до принятия в отношении него административного решения. Кроме того, о каких-либо негативных изменениях, затрагивающих интересы лица, ему должно быть известно заранее, то есть, до принятия соответствующего решения органом исполнительной власти;
- обязанность представителей государственной власти надлежащим образом мотивировать и разъяснять свои решения, а также объяснять порядок их обжалования;
- внедрение института заинтересованных лиц. К ним относятся лица, которых прямо или опосредовано касается тот или иной административный акт;
- внедрение института молчаливого согласия: заявление лица считается удовлетворенным, если соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления в установленный законом срок не предоставил возражений или не сообщил о продлении срока рассмотрения такого заявления.
Подробнее о заданиях, поставленных перед законом, и о том, какие проблемы он устранит, рассказал участник всех рабочих групп, задействованных в создании законопроекта, Виктор Тимощук.
«Процедура административного обжалования в рамках ведомственной вертикали достаточно архаична, ею не пользуются ни граждане, ни бизнес. Зачастую в органах государственной власти честь мундира — на первом месте. При таких условиях у граждан нет уверенности в непредвзятости рассмотрения их заявлений. Мы должны вернуть доверие к такой процедуре», — подчеркнул Тимощук.
Разработчики законопроекта отметили, что он не предусматривает создания отдельного компетентного органа для рассмотрения жалоб, но в то же время позволяет создавать соответствующие структуры в уже существующих органах местной и государственной власти. К работе таких структур могут быть привлечены как чиновники, так и представители общественности.
В комментарии «Судебно-юридической газете» Виктор Тимощук детальнее рассказал, каким образом будут регулироваться административные процедуры в той или иной сфере общественных правоотношений и как изменится нормативно-правовая база в целом: «Закон об административной процедуре играет роль фундамента, носит общий характер. В отраслевые законодательные акты, а их порядка сотни, будут внесены соответствующие изменения. Из их текста исключаются процедурные нормы, и остаются только те, что предусматривают определенные особенности конкретной узконаправленной сферы правового регулирования. После принятия такого закона массив законодательства уменьшится за счет унификации процедуры».
Внутри рабочей группы велись активные дискуссии относительно того, каким образом принятие закона «Об административной процедуре» может отразиться на порядке осуществления административного производства.
«У нас была мысль последовать примеру европейских стран и предусмотреть обязательную процедуру досудебного административного обжалования. В большинстве государств ЕС закон дает право обжалования действий или решений чиновников в судебном порядке только после исчерпания возможностей защиты в досудебных инстанциях.
Однако, эта норма определенным образом ухудшала бы положение граждан, ограничивая их право на доступ к суду. Поэтому рабочая группа склоняется к тому, чтобы не вносить настолько принципиальных изменений. Каждый сможет на свое усмотрение решать, в каком порядке обжаловать решение, действие или бездействие органов исполнительной власти: в судебном или административном», — пояснил Тимощук.
Вместе с тем, возникают вопросы касательно соотношения проекта закона «Об административной процедуре» с Законом «Об административных услугах». Так, предметы регулирования этих законов пересекаются лишь частично: первый регламентирует правовые основы деятельности госорганов, второй же — организационные моменты.
Помимо явных преимуществ для граждан, законопроект несет значимые положительные изменения и для самих представителей власти, уверен Виктор Тимощук: «Сегодня во многих ситуациях чиновникам приходится самим придумывать, какие материалы истребовать или дополнительно изучить, к кому обратиться с запросом. Когда закон вступит в силу, их обязанности, права, а также последовательность действий в той или иной ситуации будут четко урегулированы. Это защитит добросовестных должностных лиц: в случае, если кто-то будет недоволен их решениями, то они смогут аргументировать свои действия, ссылаясь на закон».
Ранее сообщалось, что судья Одесского апелляционного админсуда внес в законопроект «Об административной процедуре» некоторые предложения.