Верховная Рада приняла законы, которые переводят домашнее насилие из разряда административных правонарушений в уголовные. Вместе с тем вопросов к реализации законодательных новаций остается немало.
Корреспондент «Судебно-юридической газеты» пообщался с судьей Шевченковского районного суда г. Киева, разработчиком курса об административной ответственности за домашнее насилие в Национальной школе судей Украины Мариной Антонюк, чтобы узнать, что это даст украинскому обществу и справятся ли суды с новой нагрузкой.
- Марина Станиславовна, «Судебно-юридическая газета» изучает вопрос криминализации домашнего насилия в Украине. Мы рассмотрели принятые Верховной Радой законопроекты и решили узнать мнение человека, который сталкивается с данной проблемой в профессиональном плане. Первый вопрос: много ли в Вашей судебной практике прецедентов, когда женщины добивались наказания для мужа за насильственные действия и не отказывались от собственных обвинений в ходе рассмотрения дела?
- Домашнее насилие — это достаточно распространенная проблема в нашем обществе. Она имеет системный характер и связана со множеством стереотипов. Такая ситуация привела к тому, что случаи домашнего насилия превратились в латентные правонарушения, которые остаются вне поля зрения государства и правоохранительных органов. Сейчас эта система представлений меняется, во многом благодаря работе социальных служб, общественных организаций и активной кампании в средствах массовой информации. Поэтому я с оптимизмом смотрю в будущее и думаю, что мы сможем убедить членов нашего общества в том, что домашнее насилие — это серьезное правонарушение, которое может привести к тяжелым последствиям.
Жертвы домашнего насилия редко обращаются в правоохранительные органы: в последующем они либо отказываются от заявлений, либо не хотят продолжения процесса. Изменения в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы призваны сломить данную практику: предусмотрено, что с 2019 года в делах частного обвинения жертвы домашнего насилия не смогут отказаться от своих заявлений и просить правоохранительные органы или суд закрыть производство по делу. Достаточно первого заявления о том, что было совершено правонарушение в отношении такого лица, и в последующем процесс уголовного производства будет идти уже вне зависимости от воли потерпевшего. Это удачная «предохранительная» мера со стороны законодателей.
- Может ли изменение законодательства сломить общественное восприятие домашнего насилия, основанное на замалчивании или одобрении?
- Сам по себе закон — это текст, написанный на бумаге. Очень многое зависит от того, как мы будем его понимать и применять.
Я разработчик курса об административной ответственности за домашнее насилие в Национальной школе судей Украины. В общении с судьями, с кандидатами на должность судьи мы обращаем внимание на необходимость уделить особое внимание этой категории дел, выделить их из разряда рядовых, и более детально пообщаться со сторонами насилия — как с лицом, которое привлекается к административной ответственности, так и с жертвой насилия. Я бы рекомендовала судьям иметь всегда под рукой телефон хотя бы одной социальной службы или общественной организации, которая занимается вопросами жертв домашнего насилия и может проконсультировать их, предоставить им помощь. Ведь для жертвы насилия важно получить помощь и поддержку.
Также мы должны помнить о том, что со следующего года вступают в силу изменения в Уголовный кодекс Украины, которыми предусматривается уголовная ответственность за домашнее насилие. Поэтому важно уже сейчас разъяснять лицам, которые привлекаются к административной ответственности, что в будущем они могут стать фигурантами уголовных производств, если не пересмотрят своего отношения к этой проблеме.
- Если так, справятся ли суды с подобной нагрузкой? Важен ли пол судьи при рассмотрении вопросов подобного характера?
- Суды со своей нагрузкой справляются, и как бы тяжело нам ни было, мы работаем. Я думаю, что пол судьи не имеет определяющего значения при рассмотрении данной категории дел. Все мы достаточно сознательно подходим к этой проблеме и понимаем, к каким негативным последствиям приводит домашнее насилие.
- Много вопросов у юристов возникло в связи с новым правовым механизмом — срочным запрещающим предписанием, которое позволит лишать собственников доступа к их имуществу. Не станет ли эта норма оружием в руках имущественных аферистов?
- Мы пока не можем сказать, как это сработает на практике. Насколько мне известно, некоторые судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с домашним насилием, в первую очередь уточняют, нет ли у лиц между собой спора по поводу квартиры или дома, в котором они совместно проживают. И если этот факт подтверждается, то к таким материалам судьи подходят более скрупулезно, поскольку существует риск мошеннических действий.
Кроме того, мы не можем гарантировать того, что таким способом не воспользуются умышленно или по незнанию работники полиции, ведь на данный момент в законодательстве не прописан четкий порядок выселения лица из жилья в порядке исполнения срочного запрещающего предписания. Существует и третий аспект проблемы — это соответствие данной нормы положениям Конституции Украины и ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые предусматривают положения о защите права частной собственности.
- Какие в целом перспективы криминализации домашнего насилия для Украины?
- В декабре 2017-го был принят ряд законов, которые частично имплементируют положения Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием в наше законодательство. В то же время в полном объеме эта конвенция Украиной пока не ратифицирована. В этом плане нам есть к чему стремиться. В целом, на данном этапе изменений достаточно: мы должны увидеть, как будут работать изменения в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы, которые вступают в силу в 2019 году.
Ранее «Судебно-юридическая газета» публиковала сравнительную таблицу изменений в УПК и УК в связи с новыми законами о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия.