Реформа юридического образования в Украине: либерализация или движение по собственному пути

08:15, 23 января 2018
Юридическое образование в Украине не соответствует актуальным требованиям рынка и оторвано от реальности.
Реформа юридического образования в Украине: либерализация или движение по собственному пути
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Последние годы в Украине активно обсуждается реформа юридического образования, которая должна стать частью масштабного пакета реформ – реформы образования в целом, реформы судебной ветви власти, реформы прокуратуры и реформы адвокатуры. Изменения должны институционально трансформировать постсоветскую систему на западный манер, чтобы она соответствовала требованиям времени и современным трендам глобализации. Мы попытаемся разобрать, где и почему наиболее ожесточенно столкнулись профильные эксперты и законодатели, а также что вообще может из всего этого получиться.

 

Революционная канва и революционный законопроект

Юридическое образование в Украине не соответствует актуальным требованиям рынка и оторвано от реальности, выпускников юридических факультетов слишком много, уровень подготовки катастрофически низок, ведомственные учебные заведения получают 60% государственного заказа, юристов готовят в сельскохозяйственных академиях – это основные тезисы круглых столов с участием экспертов и парламентариев последних лет. Результатом стала регистрация законопроекта №7147 «О юридическом (правовом) образовании и общем доступе к юридической профессии» инициативной группой народных избранников во главе с вице-спикером Верховной Рады Оксаной Сыроид.

 

Ключевых постулатов революционного законопроекта несколько:

  1. Необходимо разграничить получение юридической профессии и получение юридического образования для осуществления профессиональной деятельности в сфере права, также следует выделить четыре юридические профессии – судья, адвокат, прокурор, нотариус.
  2. Подготовка специалистов по юридическим профессиям должна осуществляться в юридических школах (в составе классических или профильных университетов). Ведомственные учебные заведения будут ограничены направлениями собственной образовательной подготовки, непрофильные выведены за рамки предоставления юридического образования.
  3. Специалисты, которые работали в смежных или других сферах, не смогут претендовать в судьи, адвокаты, прокуроры или нотариусы по той процедуре, которая работает на сегодняшний день.
  4. Государственный заказ на получение юридической профессии должен быть уменьшен ради улучшения качества получаемого образования и навыков, количество контрактных мест не должно быть больше 50% от общего количества мест.
  5. В юридических школах оставят только дневную форму образования. Заочно специалистов готовить не будут.

 

Нюансы подготовки

Если раньше юристы получали образование по классической для всех специальностей формуле, то теперь условия обещают изменить. После успешной сдачи внешнего независимого оценивания и поступления на юридическую специальность студент должен в течение двух лет успешно освоить азы права и получить диплом младшего бакалавра, который открывает возможность сдачи вступительного теста на интегрированную образовательно-профессиональную программу магистра. Через три года, а именно столько длится образовательно-профессиональная программа, студент опять должен будет сдать экзамен, на этот раз для получения диплома магистра. С этой квалификацией выпускнику открыта дверь для прохождения практики, и только третий тест сделает его полноправным обладателем юридической профессии.

 

Критика и самокритика

Авторы признают, что изучали международный опыт, однако решили отталкиваться не столько от западных либеральных тенденций, сколько от отечественных реалий, что и сделало законопроект таким революционным и в то же самое время консервативным.

Первый момент – для получения профессиональной квалификации необходимо будет сдать специальный тест и поступить на образовательно-профессиональную программу магистра. Таким образом, разрывается связь между образовательной, научно-исследовательской и профессиональной деятельностью, которая есть на данный момент в высшей школе Украины.

Второй – многие высшие учебные заведения находятся на грани выживания и единственным ресурсом, который позволяет им продолжать собственное существование, являются абитуриенты. Абитуриенты с пониженной социальной ответственностью, которые выбирают не разумом, а сердцем. И выбирают «модное» юридическое образование в том числе, таковы украинские реалии. Именно поэтому закрытие юридических факультетов и юридических специальностей в непрофильных университетах может привести напрямую к закрытию этих университетов.

Третье – указанные в законопроекте юридические профессии никак нельзя назвать рыночными. Они, скорее, пожизненные в самом прямом смысле этого слова. Поэтому, каким образом будут корректировать государственный заказ на эти специальности и как планируют трудоустраивать свежеиспеченных судей, прокуроров, адвокатов и нотариусов остается большой загадкой.

Четвертое – как поступят со студентами, которые учатся сейчас, и обладателями дипломов прошлых лет? Заставят подтвердить собственное юридическое образование в течение 5 лет с момента вступления закона в силу, как было указано в одном из прежних вариантов документа, либо инкорпорируют их в новую систему?

На данный момент законопроект направлен на рассмотрение профильного комитета Верховной Рады Украины. Параллельно зарегистрирован альтернативный документ авторства народного депутата Сергея Кивалова. Так что битва за юридическое образование обещает быть жаркой.

Ранее сообщалось о новациях, которые ожидают юридическое образование.

Напомним, «Судебно-юридическая газета» писала, что пользователи соцсетей высказываются о новом законе об адвокатуре.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики