Трамваем, метро, автобусом: когда в Украине появится единый электронный билет

10:00, 24 сентября 2017
Когда в мире уже запускают первые беспилотные трамваи и автобусы, Украина только готовится к использованию безналичной оплаты в общественном транспорте.
Трамваем, метро, автобусом: когда в Украине появится единый электронный билет
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Развитие цифровых технологий открыло богатые возможности для ограничения оборота  наличных денег, в том числе, и в оплате стоимости проезда в общественном транспорте. Практически во всех крупных городах Европы для оплаты проезда используют какую-нибудь универсальную электронную безналичную систему – так называемый электронный билет.

Каждый город применяет собственную систему оплаты пользования городским транспортом. Оплата может производиться с помощью пластиковой карты со встроенным микрочипом, на которую предварительно через терминалы кладутся деньги, и с которой электронное приспособление в транспорте – валидатор – снимет нужную сумму за определенное время пребывания в дороге, либо за пройденное расстояние.

Как это делается в Стамбуле

В огромном мегаполисе, с населением около 15 млн человек, который раскинулся на берегах двух континентов, общественный городской транспорт работает очень слаженно. Под этим понятием подразумевается автобус, трамвай, метро, фуникулер, а также морские суда, курсирующие по Босфору между европейской и азиатской частями города.

Оплачиваются транспортные услуги при помощи «Istanbulkart». Она продается во многочисленных частных киосках возле аэропортов, на набережных и в других людных местах. Тут же на нее можно положить деньги на проезд. При этом вам выдадут чек о заплаченной сумме.

При входе на станцию метро, фуникулера, трамвайную остановку, а также корабельный причал стоят турникеты, как в киевском метро. Прикладываешь карточку – и на специальном табло высвечивается снятая сумма, а также остаток средств. В муниципальных автобусах валидатор расположен у передних дверей возле водителя. Только через эти двери и пускают пассажиров. Но толчеи нет, - количество машин на линии всегда соответствует пассажиропотоку.

Стоимость поездки на большинстве маршрутов городского транспорта, оплаченной при помощи «Istanbulkart», обойдется приблизительно на треть дешевле стоимости жетона, которые предназначены для забывчивых граждан, оставивших дома свою транспортную карту или транзитных пассажиров, которым, например, нужно переехать с одного аэропорта в другой. А если в течение часа вы пересядете на другой маршрут, то стоимость второй поездки будет еще меньше. Отдельную тарификацию имеют только дальние и экспресс-маршруты.

Удобство и не только

Для пассажира пластиковая карточка, действующая в любом виде коммунального транспорта, безусловно, удобная вещь. В Украине это давно уже осознали, и также мечтают о внедрении электронного билета в наших городах.

Как считает советник министра инфраструктуры Украины, заместитель мэра Днепра Яника Мерило, электронный билет - это настоящая реформа, способствующая борьбе с коррупцией и выводу денег из «тени». Ведь, благодаря электронной информации о платежах, городские власти получают реальную статистику об интенсивности транспортных потоков и, соответственно, обороте наличных средств.

«Например, в Днепре оборот оказываемых транспортных услуг - примерно 1,4 млрд. грн. в год. По самым минимальным оценкам, 20 % транспортных услуг находятся в «тени». Полное внедрение электронного билета позволило бы вывести из нее примерно 350 млн. грн. в год. Это сравнимо с 4 % городского бюджета», - сообщила Яника Мерило.

Кроме того, внедрение электронного билета будет способствовать эффективному планированию маршрутов и графиков пассажирских перевозок, повышению экономических показателей работы транспортных предприятий за счет использования гибкой системы тарифов, уменьшению эксплуатационных расходов перевозчиков на организацию и контроль оплаты проезда, обновлению транспортного парка, а также повышению безопасности дорожного движения, ведь водителям больше не придется продавать билеты во время движения.

В ожидании новой эпохи

В начале 2017 года мечты об электронном билете получили, наконец, законодательную поддержку: 17 января Верховная Рада приняла законопроект № 4121 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте».

Законом, в частности, установлено, что органы местного самоуправления могут вводить автоматизированную систему учета оплаты проезда, устанавливать порядок ее функционирования, а также формы носителей, виды, порядок обращения и регистрации проездных документов. Таким образом, именно местная власть решает, когда она будет готова полностью отказаться от обычных билетов и расчетов наличными денежными средствами, а также как будет выглядеть электронный билет.

Свое желание внедрить подобные системы уже изъявили 15 городов, в частности, Киев, Львов, Днепр, Винница, Николаев, Ужгород.

По словам Яники Мерило, стоимость внедрения электронного билета в большом украинском городе составляет около 10-15 млн евро, что может оказаться достаточно дорого для городского бюджета.

Финансовую помощь в этом деле согласился оказать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Он уже подписал соглашение с городскими властями Львова и Винницы о выделении кредита в размере 10 и 8 млн евро, соответственно, на внедрение в этих городах автоматизированной системы оплаты проезда, которая предусматривает закупку, установку и эксплуатацию необходимого аппаратного и программного обеспечения, а также выпуск электронных карточек. Полностью запустить систему собираются в 2018 году.

В каких городах запустят

Ищут инвестиции и в Днепре. «Городу для внедрения электронного билета необходимо около 210 млн гривен. Оснащение городского транспорта оборудовнаием для пользования электронными билетами пройдет в три этапа: в 2017 году власти планируют обеспечить нужными турникетами метрополитен, в 2018 - электротранспорт города, а в 2019 - автотранспорт. Льготной категории населения, а это около 400 тыс. жителей, электронные билеты выдадут бесплатно», - сообщила заместитель мэра.

В Киеве на покупку и монтаж оборудования, необходимого для внедрения электронного билета, выделили всего 460 млн гривен. Коммунальное предприятие «Киевпастранс» уже объявило тендер в системе государственных закупок ProZorro. Первоначально собираются закупить 1500 валидаторов и 300 приборов инспекции.

По условиям тендера, валидаторы должны обеспечивать как бесконтактное считывание по технологиям NFC (смартфоны, "умные" часы) и EMV (банковские карты), так и оптическое считывание QR и штрих-кодов. Всего предусмотрено пять типов комплектов с разным количеством валидаторов, в зависимости от размеров и количества дверей подвижного состава. Кстати, имеются планы наделить функциями электронного билета и «Карточку киевлянина».

Поставка первых 500 комплектов и 300 приборов инспекции ожидается до 20 ноября 2017 года, остальные 1000 комплектов должны быть поставлены до 20 марта 2018 года.

В Житомире к внедрению безналичной системы оплаты присоединился «Приватбанк». С 5 сентября жители города могут рассчитываться за проезд в троллейбусах банковской картой платежной системы Visa любого банка мира.

А вот в трамваях оплатить проезд можно с помощью сканирования QR-кода. Технология позволяет приобрести и закомпостировать электронный билет с помощью мобильного приложения Privat24, просканировав QR-код со специального стикера, расположенного в транспорте. Контролеру достаточно показать изображение закомпостированного билета на своем смартфоне.

Как видим, в Украине, как и во всем мире, единой системы и вида электронного билета, не будет  – все решит конкретный муниципалитет. В его руках и дальнейшая судьба бумажных билетов или жетонов.

Например, судя по высказываниям львовских чиновников, можно сделать вывод, что билеты во Львове, возможно, останутся, но будут стоить дороже.

«Нам эксперты ЕБРР советуют полностью отказаться от бумажных билетов. С одной стороны, это правильное решение, а с другой - мы лишаем пассажиров альтернативы. Если все-таки билеты останутся для продажи у водителя, то, во-первых, они будут стоить дороже, как минимум, в полтора-два раза, а, во-вторых, будет техническое ограничение, чтобы водитель не продавал их во время движения", - пояснил руководитель отдела внедрения электронного билета «Львовавтодора» Сергей Журбенко.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики