Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
В Министерстве внутренних дел сообщили, что с конца 2017 г. в Украине может начаться выдача водительских прав сроком действия 10–15, а не 30 лет, как сейчас. Общественность и эксперты хотя, в принципе, и не возражают против такой практики, однако отмечают, что в отечественных реалиях такие нововведения могут привести к злоупотреблениям.
Что и как будет происходить в Украине с водительскими правами уже в этом году, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Новая старая инициатива министерства
Министерство внутренних дел заявило о необходимости пересмотреть срок действия водительских прав, действующих в Украине, и ввести для них микрочипы. С соответствующей инициативной недавно выступила заместитель министра внутренних дел по вопросам европейской интеграции Анастасия Деева. По ее словам, соответствующие меры Украина должна предпринять, поскольку этого требует Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, в частности директива 2006/126/ЕС Европейского парламента и Совета от 20 декабря 2006 г.
Эту директиву правительство Арсения Яценюка одобрило еще 18 февраля 2015 г. и обязалось имплементировать в национальное законодательство до конца 2017 г. Она предусматривает, прежде всего, повышенное внимание к качеству подготовки и состоянию здоровья водителей, а также обеспечение защиты водительских прав от подделок.
«Чего ожидать от этих нововведений? Конечно же, большей безопасности и свободы дорожного движения. Нормирование возраста получения прав расширит доступ к управлению отдельными категориями транспорта, микрочипы обеспечат защиту от подделок, а пересмотр сроков действия (водительских прав — прим. ред.) позволит улучшить безопасность дорожного движения. Сегодня национальное водительское удостоверение дает право на управление транспортом в течение 30 лет с момента его получения. Согласно требованиям директивы2006/126/ЕС, должны быть установлены новые сроки — от 5 до 15 лет в зависимости от категории транспорта с целью периодической проверки соответствия здоровья водителей установленным медицинским и психофизическим требованиям», — сообщила А. Деева23 января.
Это заявление 24-летнего заместителя министра МВД спровоцировало настоящий шквал критики со стороны экспертов и общественности, обративших внимание на произвольное понимание украинскими чиновниками директивы ЕС и посчитавших, что МВД намерено вернуться в самые худшие времена, когда все, что связано с транспортом и водительскими правами, являлось коррупционной «кормушкой» для этого министерства.
Особое негодование вызвало то, что вопросами выдачи водительских удостоверений опять намерено заняться МВД. Дело в том, что имплементация положений директивы 2006/126/ЕС была изначально возложена на МВД, в структуру которого входили тогдашние межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы ГАИ (сейчас сервисные центры МВД). Именно эти учреждения и тогда и сейчас отвечают за проведение экзаменов на право получения водительского удостоверение и выдачу самих удостоверений.
История вопроса
Проблема получения водительских удостоверений уже давно остается традиционно болезненной. До 1993 г. в Украине выдавались удостоверения советского образца только в бумажном виде. Срок их действия был неограничен. С 1993 по 2011 г. выдавались водительские права, представляющие собой ламинированные карточки, и срок их действия также был неограничен. С 2011 по 2013 г. в стране выдавались уже пластиковые водительские удостоверения, срок действия которых был ограничен 50 годами.
Но уже в 2013 году в Украине стали выдаваться пластиковые водительские права двух типов — с электронными чипами (на которые вносилась информация о месте проживания водителя, идентификационный код, отпечатки пальцев) и без них. При этом было определено, что водительские права на управление мотоциклом или легковым автомобилем будут действительны 20 лет, а права на управление микроавтобусом, грузовым автомобилем и автобусом — 10 лет.
Однако уже в том же 2013 г. у нас снова вернулись к практике выдачи удостоверений на долгий период для всех категорий, но уже не на 50 лет, как ранее, а на 30, и уже без электронных чипов. Такие удостоверения выдаются водителям и сегодня. В итоге на данный момент водители в Украине пользуются водительскими удостоверениями 6 типов.
Для самих водителей процедура выдачи новых удостоверений, а также обмена и замены старых всегда превращалась в головную боль, поскольку, во-первых, за любую операцию с удостоверениями приходилось платить, а во-вторых, сам процесс часто сильно затягивался из-за бюрократических проволочек и нехватки бланков. При этом высока была и коррупционная составляющая. Впрочем, сдавать какие-либо дополнительные экзамены от водителей не требовалось.
Если брать практику Европейского Союза, то там директива 2006/126/ЕС практически реализуется еще с 2013 г. Именно тогда в странах сообщества стали выдаваться водительские удостоверения единого образца с электронными чипами сроком действия 5–15 лет в зависимости от категории транспортного средства. По истечению срока действия удостоверений водители будут проходить обязательный медосмотр, но повторно сдавать экзамены им не придется. Поскольку в странах Евросоюза до сих пор действуют порядка 110 водительских удостоверений разных типов, полностью поменять их на удостоверения единого образца планируется к 2033 г. Также в ЕС создана единая электронная база водительских удостоверений входящих в него стран.
Дискуссия о нормах
По мнению экспертов, в МВД сознательно решили взять из текста директивы 2006/126/ЕС только те нормы, во внедрении которых заинтересовано само ведомство. Конечно, положениям директивы необходимо следовать, но ее текст содержит возможность разных вариантов действий не в ущерб интересам граждан.
В частности, там действительно идет речь о том, что водители должны с определенной периодичностью проходить медицинское обследование, ко времени прохождения которого привязан и срок действия их удостоверений. Для водителей легковых автомобилей его предлагается установить в 10–15 лет, а для грузовых автомобилей и автобусов — 5 лет.
Для того, чтобы иметь право и дальше управлять транспортным средством, необходимо обязательно пройти медосмотр. Но о необходимости при этом заново сдавать экзамены речь в директиве не идет. Периодичность прохождения медицинской комиссии каждая страна может устанавливать самостоятельно. Внедрение микрочипов как средства борьбы с поддельными удостоверениями также носит рекомендательный характер. Кроме того, директива предполагает создание института сертифицированных экзаменаторов, что позволит повысить качество обучения водителей.
Хотя директива 2006/126/ЕС вполне четко указывает, что должно быть сделано, эксперты опасаются, что в украинских реалиях может оказаться так, что под предлогом продления срока действия водительских удостоверений водителям могут преподнести неприятные сюрпризы. Поводы для таких опасений дает само МВД. Еще в сентябре прошлого года и. о. директора главного сервисного центра МВД Владислав Криклий сообщил, что вопрос, будут ли водители, помимо обязательного медосмотра, сдавать еще и экзамены по практике вождения и знанию правил дорожного движения, остается открытым. «Водитель должен пройти медкомиссию, как в ЕС, подтверждающую, что по состоянию здоровья он может управлять таким авто. Будет ли он сдавать при этом экзамен по вождению, пока решается», — разъяснил тогда чиновник. И рассказал, что права старых образцов останутся действительными — на новый образец их поменяют только по желанию. А вот тем, кто получает удостоверения впервые, будут выдаваться только новые.
По состоянию на январь 2017 г. в МВД, похоже, все еще не определились, будет ли введена норма об обязательной сдаче раз в 5–15 лет экзаменов по вождению и знанию правил дорожного движения. «Вопрос все же больше касается соответствия здоровья водителей установленным медицинским нормам и психофизическим требованиям», — уклончиво отметила А. Деева. А В. Криклий опять не исключил, что знание правил дорожного движения и практику вождения водителям все-таки придется регулярно подтверждать, хотя в странах ЕС этого не требуется.
У экспертов такая постановка вопроса вызывает негодование. «Если придется проходить медосмотр и еще параллельно сдавать экзамены, это породит хаос. Мало того, что это противоречит нормам директивы 2006/126/ЕС, так еще и породит коррупцию, поскольку люди массово пойдут сдавать экзамены и проходить медосмотры. Это какие-то манипуляции со стороны МВД, которые дорого обойдутся автовладельцам», — рассказал нашему изданию правозащитник, автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев.
По мнению экспертов, может произойти и серьезное подорожание стоимости водительских прав, в частности из-за необходимости установки микрочипов (сейчас стоимость выдачи новых прав или обмена старых составляет от 201 до 227 грн).
Свой путь
Таким образом, в Украине, в отличие от ЕС, может сложиться своеобразная ситуация, когда формально принимая европейские требования, чиновники введут и определенные исключения. В первую очередь, такие, как обязательное подтверждение знания правил дорожного движения и практики вождения раз в 5–15 лет, но с отказом от постепенной замены водительских прав на единые, действующие 5–15 лет. Но парадокс в том, что тогда постоянно подтверждать право на управление транспортными средствами придется только тем, кто будет получать права, начиная с 2017 г., что поставит их в неравное положение со всеми остальными.
Тем не менее, уклониться от выполнения директивы 2006/126/ЕС Украина не может, поскольку уже взяла на себя соответствующие обязательства. Поэтому хочется того или нет, но постепенно водителям придется привыкать к жизни в новых реалиях.