В прошлом году цена страховых полисов КАСКО выросла почти в два раза. Но, похоже, страховщикам этого мало…
Сейчас обсуждается вопрос поднятия базового тарифа по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО). По мнению экспертов, в первую очередь стоит пересмотреть размер максимальной выплаты, от которого, собственно, и зависит стоимость страхового полиса. Сейчас размер выплаты «по железу» оставляет 25 тыс. грн. «Когда принимался закон об обязательном страховании гражданской ответственности, эта сумма была актуальна, - говорит председатель наблюдательного совета НАСК «Оранта» Олег Спилка, - сейчас, когда гривна обесценилась, а стоимость восстановления автомобилей значительно возросла, необходимо пересмотреть максимальный размер выплаты». По словам Олега Спилки, сейчас средняя сумма выплат по автострахованию составляет около 10 тыс. грн.
Эксперты страховых компаний утверждают, что обязательное страхование гражданской ответственности - убыточный вид деятельности. Объясняется это не только низкой стоимостью полисов, но и огромным количеством льготников, за которых платят все остальные клиенты страховых компаний.
По информации ГАИ, в 2009 году аварийность в Украине уменьшилась почти на 30%. Этот фактор, по идее должен привести к снижению стоимости страховых полисов, ведь риски страховых компаний тоже снизились. Но, по мнению экспертов страхового рынка, статистика ГАИ не отражает реальной картины. Многие страховые компании производят выплаты по незначительным ДТП без справок из ГАИ, соответственно эти аварии не фиксируются в общей статистике.
Стоимость полисов КАСКО уже значительно возросла. Если в 2008 году можно было купить годовой полис по цене 4-4,3% стоимости автомобиля, то сейчас сложно найти страховую компанию, которая продаст полный полис дешевле 6%. Большинство стабильных страховщиков предлагают полисы по цене около 8%.
Вообще, стоимость страховок изменяется подобно синусоиде. Когда рынок падает, стоимость страховки растет, и наоборот - когда рынок растет, падает стоимость страховки. Убыточность страховой компании растянута во времени. «Если сейчас компания занижает цену страховых полисов, то реальные убытки она почувствует только через год-полтора», - говорит Олег Спилка.
Те компании, которые хотят идти в ногу со временем, предлагают так называемые лимитированные пакеты КАСКО. Выплата возмещения, согласно договору, производится в строго ограниченных рамках. Например, только в случае угона либо полного уничтожения ТС в результате ДТП. Таким образом минимизируются и риски страховых компаний, и стоимость полисов. Этот продукт наиболее востребован теми клиентами, кто страхует кредитный автомобиль и не готов переплачивать за страховку.
Сейчас на рынке страхования работает 460 компаний. Многие из них уже находятся на грани банкротства, некоторые уже проходят эту процедуру. Риски клиентов сейчас очень высоки. Печальный опыт банкротства «Страховых Традиций» это подтверждает. Одним из важнейших вопросов, который следует уточнить при покупке полиса, является перестраховка рисков. То есть, кто будет выплачивать возмещение, если страховщик будет ликвидирован, либо признан неплатежеспособным. Лучше всего, когда перестраховка осуществляется крупной иностранной компанией с мировым именем.