На крупнейшем нефтеперерабатывающем заводе «Укртатнафта» существенно увеличилось производство компонентов автомобильных бензинов КБ-92 и КБ-95, с их последующей отгрузкой на рынок реализации. По данным агентства «Интерфакс-Украина», в октябре-ноябре 2009 года «Укртатнафта» отгрузила на рынок почти 100 000 тонн данных компонентов, а объемы их отгрузок имеют тенденцию к дальнейшему увеличению. А теперь о том, как всё это влияет на качество бензина...
Еще в начале ноября Институт потребительских экспертиз провел сравнительные исследования паспортных характеристик компонентов бензинов КБ-92 и КБ-95 производства АО «Укртатнафта», которые позволили сделать несколько очевидных выводов. Нормы технических условий (ТУ У 23.2-00152388-002-2003), согласно которым выпускаются КБ-92 и КБ-95, предусматривают серьезные отклонения по ряду важнейших эксплуатационных параметров, ключевыми из которых являются пониженное октановое число, повышенная доля серы, несбалансированный фракционный состав и втрое увеличенные показатели кислотности.
«Ряд параметров, имеющих отклонения, может быть доведен до показателей товарных бензинов с помощью специальных присадок на нефтебазах, однако лучше, чем на нефтеперерабатывающем заводе, этого достичь нельзя, – говорит директор Института потребительских экспертиз Юрий Чернобрывец. – Приходится констатировать, что нефтеперерабатывающий завод, фактически, передает функцию производства товарных бензинов другим структурам, которые заведомо не могут обладать столь же развитой технологической инфраструктурой, как «Укртатнафта» – одно из передовых предприятий отрасли».
В то же время, эксперты Института отмечают, что большинство фактических характеристик КБ-92 и КБ-95, приведенных в исследованных паспортах, указывают на соответствие этих компонентов параметрам товарных бензинов А-92 и А-95 соответственно. Исключением является завышенная массовая доля серы: 0,071% и 0,060% для КБ-92 и КБ-95, соответственно, и повышенная кислотность.
«В отличие от пониженного октанового числа, которое может быть повышено на нефтебазах с помощью присадок, понизить сернистость и кислотность продукта в незаводских условиях невозможно. Поэтому можно говорить о том, что на рынок выгружается продукт с заведомо низкими эксплуатационными характеристиками», – говорит руководитель Института.
В ИПЭ считают такую ситуацию недопустимой, поскольку отгрузка КБ-92 и КБ-95 в больших объемах означает неизбежное снижение качества высокооктанового топлива в розничной сети. Как результат - современные машины, которые не привыкли кормиться «абы-чем», теперь будут чаще посещать СТО. Потому что повышенное содержание серы увеличивает интенсивность коррозии поверхности металлов самого двигателя и его выпускной системы. Несбалансированный фракционный состав увеличивает риски возникновения нарушений в работе двигателя, связанных с образованием паровых пробок, увеличивает потери топлива на испарение, снижает мощностные характеристики двигателя внутреннего сгорания. В свою очередь, повышенная кислотность топлива влечет за собой ускоренное срабатывание нейтрализующих присадок моторных масел и вызывает необходимость более частой его замены.
«Самое печальное в данной ситуации заключается в том, что потребителя некому защитить от подобного топлива, – считает Ю.Чернобрывец. – Из-за отсутствия финансирования, Госпотребстандарт в этом году провел считанные проверки в пределах лишь одной области, поэтому автомобилист полностью беззащитен перед лицом некачественного продукта».
По его словам, выходом из сложившейся ситуации было бы аннулирование подобных технических условий, позволяющих выпускать на рынок некондиционные бензины. А также внесение изменений в законодательство с целью усиления ответственности автозаправочных станций за торговлю некачественными нефтепродуктами. Со своей стороны, эксперт рекомендует водителям быть внимательными при выборе топлива и избегать приобретения дешевых нефтепродуктов. «Компоненты бензинов или бензины для промышленных целей облагаются пониженным акцизным сбором, что делает конечную стоимость этих нефтепродуктов ниже товарных аналогов», – говорит Юрий Чернобрывец.
От себя добавим, что пользоваться компонентами начали не столько мелкие АЗС, сколько крупнейшие сети. Например, на заправках WOG цены упали первыми. Наверное, не просто так... За последнюю неделю общее снижение цен на все марки бензина составило порядка 20 копеек за 1 литр. По данным на 12 декабря, бензин марки А-95 стоил: в Киеве 7,04 грн за 1 л, в Донецке – 7,43 грн за 1 л, в Одессе – 7,05 грн за 1 л. Бензин марки А-98 по всей Украине в этот день приблизился к отметке 7,80 грн за 1 л. Мы советуем не радоваться раньше времени и не экономить. Не хочешь угробить мотор своего автомобиля - не экономь! Потому что скупой платит дважды, а падение цены - не более, чем провокация. Зачем? Объясним.
Таким образом владелец крупных сетей АЗС, группа компаний «Приват», по нашему мнению, хочет обанкротить небольшие компании, чтобы потом их и выкупить. Классика жанра, господа:). Поэтому бензин будет дешеветь и дальше, вот только - за счет ухудшения качества.