С 1 января 2010 г. в Украине вводится регистрация мопедов, скутеров и прочей «мелочевки», а также выдача соответствующих прав на их вождение. Но с юридическим оформлением возникнут проблемы. В стране отсутствуют профильные автошколы, а также не разработана процедура регистрации и выдачи номеров для этих транспортных средств.
Количество аварий в Украине с участием подростков на скутерах превышает "среднеевропейскую норму", а каждое четвертое ДТП происходит с участием мототехники. Причиной половины из них ГАИ считает несоблюдение (или незнание) правил дорожного движения, а также неподготовленность и отсутствие опыта у молодых водителей. Хотя, пожалуй, главное – это безнаказанность, с которой водители двухколесного транспорта относятся к езде.
С 2010 г. все водители скутеров и мопедов станут полноценными участниками дорожного движения со всеми соответствующими обязанностями и правами. Причем, речь идет о правах, как о документе. Во всей Европе это давно распространенная практика. В Италии спецправа выдают с 14 лет, в Испании – с 15, в Британии – с 17, а в Бразилии минимальный возраст сместили с 14 до 18, причем только после окончания курсов.
Согласно украинским нововведениям, данный документ будет выдаваться только с 16 лет. Водители всех без исключения двухколесных моторных транспортных средств должны обучиться вождению на уровне мотоциклистов (прослушать 20 ч теории и доказать наличие практики), а затем получить соответствующую категорию. Правда, для водителей мототехники с объемом до 50 "кубиков" предполагается поблажка – им достаточно иметь "упрощенный вариант" категории "А" - так называемую "А1".
Вот только загвоздка в том, что пока для нестандартной категории не разработаны учебные программы, следовательно, ее существование весьма условно. Кроме того, в Украине мало автошкол, предлагающих подобный курс и располагающих учебными мотороллерами. Присутствующие же на рынке школы (ввиду отсутствия конкуренции и почти «монопольного положения») могут завышать его стоимость – в среднем, она составляет около 2500 грн. (обучиться вождению автомобиля можно в 3 раза дешевле), а длится оно 2,5 месяца. Что касается водителей с наличием автомобильных прав, им нужно будет лишь сдать экзамен по вождению.
По мнению законодателей, это сразу сократит количество "несерьезных" мотолюбителей, которых сейчас на дорогах немало. Хотя непосредственные участники дорожного движения, хоть и поддерживают мотоучет, относятся к нему скептически. "Если это и исправит ситуацию, то не более чем на 10-15%", - считают в Харьковском независимом скутер-клубе. Ведь за то недолгое время пребывания на наших дорогах, водители скутеров успели зарекомендовать себя далеко не с лучшей стороны, пользуясь на всю законодательной недоработкой в виде практически полного отсутствия карательных мер.
Согласно ПДД, водители мопедов могут быть наказаны за нарушение установленного режима движения и пребывание в состоянии алкогольного опьянения. Вот только доказать это крайне сложно. По сути, сотрудник ГАИ не имеет права преследовать скутериста, если тот не захочет останавливаться по требованию. Поэтому случаи, когда нерадивые водители были пойманы – крайне редкие. Зато теперь их дела рискуют стать показательными. Если в прошлом суд мог постановить только штраф без изъятия прав ввиду их отсутствия, теперь постановления могут пересмотреть и после получения водителем минитехники прав их могут отнять на постановленный судом срок.
Стоит также напомнить, что еще в 2007 г. по Украине покатилась волна, так сказать, самостоятельных решений облсоветов об обязательной регистрации мини-скутеров. Первой, применившей эти меры на практике, стала Винница - там водитель любого скутера должен получить права категории "А", в противном случае его мотороллер мог отправиться на штрафплощадку. Но в рамках всей страны новшества не были поддержаны.
Еще одним достаточно неожиданным нововведением стало то, что владельцы мопедов и мотороллеров должны зарегистрировать своего "коня" и получить на него номера. Но и с этим тоже не все так гладко. Порядок и процедура регистрации до сих пор не определены. Тем более сложно регистрировать транспортные средства, у большинства из которых вообще отсутствуют документы. А поскольку многие из них были куплены на базарах или «с рук», говорить о техталонах не приходится. Можно только предполагать, сколько из них были угнаны и переправлены в Украину просто как запчасти. Даже учитывая статистику по угонам скутеров внутри страны, похоже, оформление станет нелегкой задачей.
Делая скидку на сложности, на первых парах процедура регистрации будет упрощенной. Если мопед не числится в угоне, владелец сможет зарегистрировать его даже без документов. Длится такой «льготный период» будет около месяца, а тем, кто не успеет вложиться в срок, в дальнейшем придется договариваться с ГАИ самостоятельно. Сейчас же плата за номера обещает быть символической – около 100 грн. "Мы сейчас изменяем ГОСТ на номерные знаки, в котором уже будут заложены специальные номера. Они будут меньше, и мы предусматриваем меньшее взыскание средств за регистрацию", - сообщил начальник Департамента ГАИ Сергей Коломиец.
Многие мотолюбители уже сейчас активно обсуждают нововведение, считая его дополнительной «кормушкой» для Госавтоинспекции, и предполагают, что оформление выльется в приличную копейку. Похоже, гаишники пока сами смутно понимают, как это все будет происходить и насколько большого потока желающих им ждать. Исходя из того, что I полугодие некоторые мотодилеры закончили с ростом продаж своей «подростковой продукции», (в то время как продажи авто в этот период упали на 70%), можно сделать вывод, что любителей "двухколесников" в Украине в данный момент хватает.