То, что не может сделать целое государство Украина, легко получается у туристов, покупающих экзотическое сафари на сомалийцев. Опыт частных лиц вдохновил СНБО: в Сомали решено отправить 30 бойцов "Альфы". Пусть немного развлекутся!
Для участия в операции "Аталанта" Евросоюза по противодействию пиратству в район Африканского Рога (побережье Сомали) направят до 30 бойцов спецподразделения "Альфа" СБУ. Позднее привлекут и спецназовцев ГУР Минобороны. Решение об этом принято на заседании СНБО, заявил глава МИД Петр Порошенко. Министр признал, что к этому шагу Совбез подтолкнули постоянные захваты украинских судов и экипажей сомалийскими пиратами, в том числе почти 7-месячная эпопея с плененными моряками балкера "Ариана".
Финансироваться спецназовцы будут из средств госбюджета — сумма составит около 30 млн грн. в год. Чтобы отправить в Восточную Африку "Альфу", еще нужен вердикт Верховной Рады — без ее разрешения участие в боевых действиях за пределами Украины невозможно (сейчас спецназ СБУ представлен только в Ираке и то, лишь на охране нашего посольства в Багдаде). Так что о сроках вылета пока говорить рано.
Генерал Василий Крутов, первый командир "Альфы", считает меры СНБО давно назревшими. "Мы предлагали их три года назад, после освобождения украинского судна "Панагия" с 22 членами экипажа, — говорит Василий Васильевич, руководивший той спецоперацией. — И выдвигали идею создания международных сил быстрого реагирования. Присутствие на борту вооруженных и хорошо подготовленных людей охладит пыл зарвавшихся разбойников".
Впрочем, учитывая огромное количество гражданских судов, маршруты которых пролегают в районе Африканского Рога (ежегодно — около 20 тысяч, и в их командах есть немало украинцев), 30 бойцов "Альфы", считает генерал, погоды не сделают: "Можно было бы привлекать негосударственные структуры безопасности — бывших сотрудников спецназа из СБУ, ГУР, ВВ МВД. Таких людей тысячи".
Правда, на кого ляжет оплата услуг бодигардов — вопрос. Заставить это делать хозяев судна или груза проблематично.
В Раду направлены два законопроекта о борьбе с пиратством. А пока в СБУ выдвигают несколько вариантов применения своего спецназа: в составе трех единиц ВМС Украины, патрулирующих опасную зону (фрегата "Гетман Сагайдачный", корвета "Тернополь" и судна-танкера) и в виде небольших групп сопровождения судов. Также возможно, что "альфовцы" будут действовать в составе международных подразделений, задействованных в операции ЕС "Аталанта" или в виде самостоятельного отряда, направленного в район Африканского Рога с базой в одной из прилегающих к Сомали стран. Каждый из вариантов дорог и вряд ли впишется в 30 млн грн., прогнозируют аналитики.
Моряки, побывавшие в пиратском плену, позитивно оценивают идею с отправкой "Альфы" для защиты украинцев. "Будь на судне хотя бы два спецназовца с автоматами, сомалийцы сразу бы отвалили", — сказал нам Виктор Никольский, старший помощник капитана судна "Фаина", захваченного в прошлом году. Старпом убежден, что действия спецназовцев и моряков необходимо довести до совершенства, чтобы в момент преследования и атаки разбойников избежать возможных жертв и материальных потерь.
А вот освобождение заложников с помощью "Альфы" — дело рискованное, считают моряки "Фаины". "Нужно, чтобы о готовящемся захвате знал экипаж судна, был готов. Надо помнить, что на борту захваченного судна дежурит человек с пулеметом, который может открыть огонь по экипажу, — убежден Александр Присуха, второй помощник капитана. — Члены команды знают, где находятся пираты, где они отдыхают и сколько их на судне. У нас где-то на четвертом месяце плена пиратов было мало: 15—20 человек. Захват удобнее осуществить днем: ночью пираты не спят, а вот днем, если на борту нет "травы", отсыпаются, примерно с 10.00 до 15.00. На вахте остается пару человек".
"На "Фаине" были моменты, когда мы были готовы сами освободить судно. Заготовили обрезки труб, заточили шила, но бунтовщиков сдал один из членов команды. Если бы американцы оставили нам на корме пару пистолетов с глушителями, это упростило бы нам задачу", — делится моряк Алексей Кочерга (он в плену побывал трижды (!), в том числе и на "Фаине". — Авт.).
Пока морских разбойников планируют устрашать силами спецподразделений, предприимчивые бизнесмены торгуют "сафари на пиратов". Любителям острых ощущений за $800 в сутки предлагают круизы вдоль побережья Сомали и прицельную стрельбу по корсарам, если те вздумают напасть. Если у желающих нет своего оружия, организаторы туров (гарантирующие минимум два нападения) снабжают им, а вдобавок дают сотню патронов.
Катер курсирует на скорости 5 узлов в 12 милях от берега не менее 8 суток, на его борту звучит громкая музыка, включена иллюминация, в небо взмывают фейерверки, то есть создается иллюзия отдыха богатых и беспечных людей, и на эту "приманку", по идее устроителей сафари, должны клюнуть пираты. Если же они не нападут, "охотникам" обещают возвратить половину цены круиза, аренды оружия (АК-47, М-16) и боеприпасов.
Отклики, размещенные на сайте "Морского бюллетеня", говорят сами за себя: "...Прикончил трех! Никогда больше не поеду ни на какую обычную охоту, с отстрелом пиратов ничто не сравнится!", "Шесть атак в течение 4 дней, прикончил трех, а мой 12-летний сын потопил из автомата две лодки. Круиз стоил своих денег до последнего цента". "Такого кайфа у меня не было с тех пор, когда я воевал на вертолетах во Вьетнаме. Вам ничего не грозит, пираты просто не успевают выйти на линию прицельного огня из своих антикварных ржавых "калашей".
Известный эксперт Михаил Войтенко допускает, что это не бравада: "Мне совершенно точно известно — в некоторых африканских странах разрешено устраивать сафари на браконьеров. Кроме егерей заповедников, в них при желании и соответствующей оплате могут пострелять все желающие. А чем пираты лучше браконьеров?"