Очередного приезда миссии МВФ в Киеве ждали с нетерпением. И не только потому, что премьер хотела привлечь иностранных специалистов к разработке бюджета. Весенний вопрос "А точно ли будет новый транш?" снова стал актуальным.
Тревожный сентябрь
Как пытаются доказать отечественные чиновники своими последними заявлениями, сотрудничество Украины с Международным валютным фондом идет своим чередом, периодически "спотыкаясь" о взаимонепонимание. Причем поводы для разногласий не меняются от месяца к месяцу. Едва стороны достигают компромисса, как вновь оказывается, что официальный Киев то ли не смог, то ли забыл, то ли не успел выполнить заметную часть своих обязательств. И сентябрь 2009 года целиком и полностью вписывается в рамки установившейся традиции "кризиса транша".
К концу июля, когда было принято решение о выделении третьего транша кредита stand-by, взаимоотношения Кабмина и МВФ вселяли надежду на лучшее. Украинская сторона тогда обещала "догнать и перегнать" план мероприятий в рамках меморандума о сотрудничестве, иллюстрируя искренность своих намерений постановлением Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики о поднятии "газовых" тарифов для населения и предприятий теплокоммунэнерго с 1 сентября. Представители фонда же, в свою очередь, выказывали одобрение принятым и потенциально принимаемым мерам и не исключали вероятность того, что Фонд может пересмотреть зарезервированные за Украиной суммы в сторону увеличения. Но не прошло и полутора месяцев, как тональность общения кредитора с институтами украинской власти стала заметно жестче. И главной причиной тому, похоже, является удивительная непоследовательность должников-"реформаторов", следующих принципу "миссия уехала - проблемы остались".
Судя по масштабам реакции, одной из главных новостей конца августа – начала сентября 2009 года стали высказывания постоянного представителя МВФ в Украине Макса Альера о возможном сворачивании работы с Киевом. "Если не будут выполняться принятые показатели, мы будем анализировать причины такого невыполнения...Если такие отклонения будут результатом намеренной политики, которая будет противоречить духу и целям программы, мы прекратим сотрудничество", - допускал сотрудник международной финансовой организации. И причин для опасений хватало – к концу лета Украина действительно заметно притормозила с выполнением взятых на себя обязательств.
Одним из самых ярких примеров попыток правительства усидеть на максимально доступном количестве стульев могла служить ситуация, сложившаяся вокруг запланированного подорожания газа. Напомним, в июле НКРЭ успела принять (причем, похоже, дважды – под разными номерами) постановления, поднимающие тарифы на 20 процентов уже в сентябре (с дальнейшим повторением действия раз в квартал) как для населения, так и для тепловиков-коммунальщиков. Тем не менее, к концу лета упомянутые документы так и не "добрались" до Министерства юстиции, обязанного регистрировать те постановления Нацкомиссии, которые касаются "кармана" физических лиц. Тем временем глава правительства в очередной раз публично заявила о том, что население не должно пострадать – впрочем, в канун выборов ожидать иного от Юлии Тимошенко не приходилось. Как ни странно, выход нашелся почти сразу – 26 августа министр топлива и энергетики Юрий Продан посетовал на то, что поднятие тарифов могут не одобрить профсоюзы. Сказано – сделано: уже 31 августа Окружной административный суд Киева удовлетворил "тематический" иск Национального форума профсоюзов Украины. И, поскольку НКРЭ намерена судиться дальше, а МВФ не изменил своей точки зрения на тарифную политику – очередное отделение "марлезонского балета" еще впереди.
Задержка с приведением "газовых" тарифов к рыночному уровню – не единственный пункт, по которому у представителей прибывшей 1 сентября в Киев миссии возникли вопросы. Поводов озадачиться положением дел хватало. Среди которых явственно выделились и застопорившаяся рекапитализация проблемных финансовых учреждений (с зависшими в воздухе банками "Надра" и "Укрпромбанк"), и рост дефицита бюджета, и утрата актуальности пенсионной реформой, которой еще весной уделялось столько внимания. Не говоря уже о преодолении парламентом президентского вето на закон, предполагающий "спонсирование" Нацбанком подготовки к Евро-2012 в размере почти 10 миллиардов гривен… Приветствовать подобное несоответствие обещанного и реального было сложно, и руководство миссии МВФ делать этого не стало. "… Создается впечатление, что в МВФ понимают, что выполнение требований тормозится приближением выборов президента. И у них нет уверенности в успешной работе над ошибками", - сообщал близкий к переговорам анонимный источник издания "Коммерсантъ-Украина" в начале непростого процесса общения. Но спустя несколько дней чередой официальных заявлений украинские чиновники поспешили заверить: все хорошо, сотрудничество продолжается. "Я хотел бы прекратить спекуляции на том, что якобы МВФ угрожает прекратить сотрудничество с Украиной. Это неправда!", - поделился своей точкой зрения глава Совета НБУ Петр Порошенко. Впрочем, в своем интервью Reuters глава миссии Джейла Пазарбазиолу была сдержанна, но все же не так критично настроена, как ожидалось. Представитель МВФ отметила успехи Украины в направлении оздоровления банковского рынка и посетовала на политические причины дестабилизации экономики. Возможно ли, что и в этот раз Украина отделается "легким испугом"?
Обещаниями кредитора не накормишь…
Спустя несколько дней миссия покинула Киев, оставив после себя ряд ценных указаний и широкое пространство для разнообразных трактовок. Чем ближе к правительству, тем большим оптимизмом лучатся спикеры, уверяя, что в ближайшее время все требования Фонда будут отинвентаризированы и выполнены. Соответственно, чем дальше – тем громче высказываются пессимисты. "Мои разговоры с руководителем миссии позволяют сделать вывод об их колоссальном разочаровании тем, как ведет себя Украина, которая не только не выполняет взятые на себя обязательства, а и дезинформирует о выполнении их", - морально готовит страну к худшему заместитель главы СП Александр Шлапак. Пока же стороны сходятся, похоже, в одном – камнем преткновения (вернее, немалой их партией) является слишком вольное понимание правительством и НБУ взятых на себя обязательств. И судьба кредита во многом зависит о того, как будет проделана работа над ошибками.
Исходя из слов Джейлы Пазарбазиолу, Кабмин в очередной раз дал ряд уже "уцененных" в силу невыполнения обещаний. Среди них – поднять-таки тарифы для населения (новая временная планка – к первому октября), провести структурные реформы в энергетической сфере, принять бюджет исходя из показателей, рекомендованных к вниманию Фондом. Теоретически, время сделать все это есть. Решение о предоставлении следующего транша должно быть принято в октябре. При наличии желания за этот срок можно успеть провести хотя бы ряд мероприятий (не зря же появилась очередная дата "газового" подорожания). Кроме поднятия тарифов за месяц правительству нужно попытаться избежать критического раздувания дефицита бюджета (особенно за счет милых сердцам "регионалов" социальных выплат) и чем-то прикрыть уже существующие "дыры" (например, приватизацией, на которую Кабмин по-прежнему возлагает большие надежды). К тому же нужно успеть презентовать новую главную смету страны с дефицитом не более 4 процентов ВВП. В этом отношении оснований верить в успех Кабмина хватает – достаточно вспомнить историю с планомерным оттягиванием необходимости пересматривать макроэкономические показатели в 2009 году. Наконец, неплохим дополнением к упомянутым мерам могли бы послужить реформы – если не проведенные, то хотя бы оформленные в виде законопроектов. С учетом работоспособности украинского парламента оттягивание принятия некоторых решений можно объяснить – не МВФ, так избирателям…
Несмотря на то, что ряд требований Фонда выглядят вполне выполнимыми "в теории", на практике их такая судьба может и не постигнуть. Одна из причин – их определенная непривлекательность ввиду приближающихся выборов. Судя по тональности заявлений, глава миссии МВФ хорошо понимает место политики в украинской экономике. "Я не призываю людей, идущих на президентские выборы, стать друзьями. Но когда страна в кризисе, должно быть, как минимум, взаимопонимание, что необходимо сделать. Такого нет. Каждый пытается навредить другому", - отметила Джейла Пазарбазиолу.
В случае же невыполнения обещаний перед кредитором открывается несколько путей. Первый – наихудший – разорвать кредитную программу. Предсказать все его и имиджевые, и финансовые последствия тяжело, но то, что "пинок" инфляционных ожиданий раскрутит пресловутую "вторую волну" кризиса, более чем вероятно. Второй вариант – сделать скидку на выборы и "простить". Похоже, некоторые украинские политики на это действительно рассчитывают, иначе трудно интерпретировать их необоснованный оптимизм. "Они (руководство Фонда, - "Подробности") уже давно вычислили, с кем в этой стране иметь дело, они знают прекрасно, что президентом будет Тимошенко, они уже это просчитали, поэтому под нее и даются эти дешевые кредиты, чтобы в стране была стабильная финансовая ситуация, чтобы был стабильный курс гривны", - автору этих слов "бютовцу" Ивану Кириленко простительна подобная апология премьера, но в отрыве от партийных интересов она выглядит не слишком убедительно.
Третьим, и пока достаточно вероятным, сценарием выглядит повторение сезона "зима-весна-2009". Напомним, тогда выплата второго транша была перенесена с февраля на май из-за задержки с выполнением некоторых условий меморандума Украина-МВФ, в том числе – силами парламентского противодействия. После того, как необходимые законопроекты были приняты, а проект "Рекапитализация" сдвинулся с мертвой точки (хотя бы были определены базовые правила), финансирование Украины вернулось на круги своя… Вполне возможно, что так же руководство Фонда поступит и сейчас, если украинское правительство все же не найдет в себе моральные силы решиться на непривлекательные для избирателей шаги.
Подобный вариант развития событий хоть и неприятен, но, по мнению экспертов, не трагичен. "Будут наращиваться задолженности по выплатам бюджетникам, часть защищенных расходов бюджета может быть профинансирована за счет включения печатного станка. Но до краха еще далеко", - считает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. К тому же, на предвыборное "межсезонье" Украина может попытаться найти другие источники финансирования. Как всегда, в первую очередь вспомнилась Россия. Но соседи, по словам вице-премьера – министра финансов РФ Алексея Кудрина, обсуждать судьбы кредита не спешат, напротив – подчеркивают свой вклад в лояльность МВФ. В случае же провала с привлечением внешних ресурсов, в распоряжении правительства окажутся внутренние. В лучшем случае – стандартные поступления и гипотетическая прибыль от приватизации. В худшем – допечатывание необходимого количества дензнаков со всеми вытекающими инфляционными последствиями.
Дальнейшее поведение украинских властей, судя по всему, зависит от жесткости позиций руководства МВФ. Возможно, именно недипломатичная угроза прервать сотрудничество смогла бы положить конец череде "комиссионных" обещаний, которые каждый раз "сдаются под залог" очередного транша и возвращаются невыполненными после того, как деньги выделяются. Но даже под угрозой "кнута" – отлучения от "кормушки", актуальным остается "пряник" – покупка лояльности избирателей путем отказа от неприятных новаций. Вполне вероятно, что руководству страны окажется ближе именно этот вариант – дожить до выборов, поясняя проблемы коварством окружающего мира (включая парламентариев и, возможно, неуступчивый Фонд), а там – "хоть потоп". Главное только, чтобы "хоть потоп" оказался все-таки необходимостью провести непопулярные реформы позже, а не критичным ударом по состоянию экономики страны.