Правительство не успевает в оговоренный законом срок - до 15 сентября - передать на рассмотрение Верховной рады утвержденный проект бюджета на 2010 год. Об этом во вторник, 18 августа.
Согласно Бюджетному кодексу, до 15 сентября Кабинет министров должен одобрить проект государственного бюджета на следующий год и подать его на рассмотрение парламента. Однако правительство проваливает подготовку бюджета: до сих пор в парламент не внесены даже основные направления бюджетной политики на 2010 год, которые Верховная рада должна была рассмотреть еще в начале июня, отмечает "Дело".
В Министерстве финансов в срыве подготовки госбюджета обвиняют Национальный банк. Исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский не единожды заявлял, что Минфин не может приступить к разработке проекта бюджета на 2010 год, так как не получил от НБУ основ денежно-кредитной политики. Совет Нацбанка до сих пор не утвердил их, хотя, согласно Бюджетному кодексу, должен был сделать это еще до 1 апреля. "У нас нет одного из основных макроэкономических параметров для планирования бюджета - прогнозного официального обменного курса в среднем за год", - сетуют в Минфине.
В свою очерель, члены совета Нацбанка неохотно отвечают на вопросы о рассмотрении основ денежно-кредитной политики на 2010-й год, отсылая к главе совета Петру Порошенко. Последний, по словам помощника Ирины Фриз, сейчас находится в отпуске. По словам члена совета Валерия Гейца, суть проблемы - в сложностях прогнозирования в условиях кризиса.
"Вопрос очень сложный: есть разные точки зрения на макроэкономическую ситуацию в стране даже в этом году (не говоря уже о следующем). Например, эксперты прогнозируют падение реального ВВП в 2009-м на 17%, кто-то дает -12%. Нацбанк имеет свою оценку, Минэкономики - свою, и отличия существенны", - поясняет член совета НБУ. По прогнозам Валерия Гейца, к рассмотрению основ денежно-кредитной политики на следующий год совет Нацбанка приступит не раньше сентября. Однако такая ситуация не является из ряда вон выходящей. Например, в прошлом году совет НБУ принял основы денежно-кредитной политики 15 сентября. И в нем, к слову, не содержалось конкретного прогноза официального среднегодового курса гривны, о котором сегодня так пекутся в Минфине, отмечает "Дело".
Со сложностями сталкиваются и распорядители бюджетных средств на местах - в связи с принятием парламентом нового Бюджетного кодекса.
Напомним, что 23 июня Верховная рада утвердила новую редакцию Бюджетного кодекса, которая вводит трансфертные расчеты непосредственно между государственным бюджетом и бюджетами сел, поселков и городов районного значения. Однако новый кодекс был ветирован президентом. "Областные госадминистрации находятся в подвешенном состоянии из-за непонимания, какой именно редакцией Бюджетного кодекса руководствоваться", - говорит глава Кировоградского облсовета Николай Сухомлын.
В ряде областей, например Львовской, планирование идет согласно старому Бюджетному кодексу. "Это действительно проблема - понять, как в этом году будет осуществляться бюджетный процесс. Пока мы еще планируем по старому кодексу", - рассказывает глава Львовского облсовета Мирослав Сенык. По его словам, область планирует отправить параметры в Минфин только в сентябре, при этом глава облсовета прогнозирует, что уровень доходов и расходов будет приблизительно таким же, как в этом году.
В бюджетном комитете парламента допускают, что формально правительство может подать проект госбюджета до 15 сентября, но к его потенциальному содержанию относятся скептически. "Какой-то набор параметров, какую-то глупость Кабмин, конечно же, может предложить до 15 сентября. Думаю, что-то Верховная рада до этого числа увидит, но это будет предвыборная агитка госпожи Тимошенко", - считает член парламентского комитета по вопросам бюджета Павел Жебривский (фракция НУ-НС).