В зимний период чуть ли не каждый водитель в наших широтах сталкивается с трудностями передвижения на автомобиле из-за погодных условий: обильные снегопады, заледенелые дороги, пробки и аварии — этих неприятностей каждую зиму ожидают автолюбители и те, кто с ними привык добираться до нужного пункта.
В следующей подборке из пяти советов вы узнаете, как не буксовать на льду и остаться победителем в неравной схватке с погодой.
Подсказки годятся для любого типа привода, поскольку касаются прежде всего взаимодействия ведущих колес со скользкой опорной поверхностью, и в данных случаях не имеет значения, с какой стороны автомобиля — спереди или сзади — эти колеса находятся, сообщает Auto24.
Низкие обороты. Если буксования назревает при старте с места, постарайтесь максимально снизить обороты двигателя во время отпускания педали сцепления. Старые водители называют это трогаться внатяжку — на грани остановки двигателя. С этой же целью можно использовать при трогании на скользкой дороге не первую, а вторую передачу (режим W — winter в коробках – «автоматах» старого типа).
Используйте инерцию. Если вы поняли, что уже забуксовали всерьез, сразу же прекращайте давить на газ, стоя в ледяных или снежных лунках, которые колеса уже вырыли. Чем дольше это будет продолжаться, тем глубже зароется машина и тем труднее ее будет освободить. Обычно сначала срывается только одно колесо, но даже если это случилось с двумя, всегда есть шанс выбраться самостоятельно.
Как только водитель заметил, что машина не едет при включенной передаче и работающем двигателе, надо немедленно принимать меры против буксования, иначе колеса быстро зароются в снег или грязь.
Возможно, стоит выйти из машины и посмотреть, что происходит: когда вы буксуете, ведущее колесо начинает продвигать машину в заданном направлении, но тут же упирается в край (борт) вырытой им лунки, подняться на который не может — и машина останавливается, колесо начинает буксовать на месте. Если в этот момент освободить колесо от крутящего момента (выжать сцепление), машина откатится назад — в самое глубокое место лунки.
Ваша задача — переключая передачи с первой на заднюю и наоборот, раскачать машину взад-вперед в пределах свободного пространства лунки, от края до края. И в один момент, когда маятник раскачки толкнет машину от одного крайнего положения в другое, вы должны подхватить это направление соответствующей передачей и, плавно отпуская сцепление, помочь двигателю, чтобы совместными усилиями вытолкнуть машину из лунки. Это требует ловкости, но с четвертой — пятой попытки у вас должно получиться.
Повторный старт. Иногда бывает так, что на гололеде автомобиль вроде бы и тронулся с места, но в течение десяти, пятнадцати и более метров продолжает движение с пробуксовкой колес, не имея возможности набрать наконец скорость. Если такое случилось, не газуйте как попало, а, наоборот, сбросьте газ до минимума, и затем, не дав машине остановиться, как можно плавнее снова нажмите акселератор. Если колеса таки забуксуют, то, опять-таки не допуская остановки машины, в движении, кратковременно выжмите сцепление и попробуйте как бы заново тронуться с максимальной аккуратностью.
Когда машина после старта долго не может «ухватиться» за дорогу, и буксует на протяжении десятка метров, попробуйте сбросить газ и снова медленно добавить его.
Торможение двигателем. Наверное, все знают, что на зимней дороге безопаснее всего тормозить двигателем, включив одну из низших передач вместо тормозов. Но не все знают: если при этом выбрать слишком низкую передачу и/или слишком резко отпустить сцепление, ведущие колеса могут заблокироваться так же, как и при торможении «в пол». На скользкой дороге машину внезапно занесет и от неожиданности водитель может потерять контроль над ней.
Никакого наката! Чтобы не слететь с проезжей части дороги и потом не решать задачу на тему как правильно буксовать на обочине или где-то еще дальше, всегда двигайтесь с включенной передачей. Автомобиль, движущийся накатом, с выключенной передачей, эксперты по физике движения считают неуправляемым. В то время как крутящий момент, передаваемый от двигателя на колеса (неважно даже, нажат ли акселератор, или двигатель работает на холостом ходу) на скользкой дороге как минимум стабилизирует автомобиль. К тому же, часто незначительное добавление газа в нужный момент помогает автомобилю удержаться на курсе — по прямой это касается прежде всего переднеприводных автомобилей, а при выходе из поворота — также и заднеприводных.
В мягком снегу опасно буксовать долго, так как машина может вигрести весь снег из под колес и лечь «на живот». Тогда спасательные мероприятия будут значительно затруднены.
Конечно, будет лучше, если все вышеприведенные приемы будут доведены у вас до автоматизма. На самом деле, в них нет ничего сложного, и они были отработаны до уровня инстинктов у большинства водителей середины-конца прошлого века, в те времена, когда мало кто слышал о зимних шинах, а снегоочистительная дорожная техника появлялась на улицах только больших городов.