Украина освобождается от очередей за документами: в электронном виде уже доступны многие виды услуг, к примеру, регистрация бизнеса, получение справок и лицензий, оформление госпомощи. В Госагентстве по вопросам электронного управления дали обещание, что до конца года появятся новые сервисы.
Зампредседателя Госагентства Алексей Выскуб рассказал, что правительственная программа предполагает включить до конца 2018 года почти сто наиболее приоритетных онлайн-услуг для физлиц и бизнеса, передает «Сегодня».
«Планируем, что с октября этого года откроется ряд новых услуг: это регистрация брака, рождения ребенка, первичная постановка на учет нового автомобиля, оформление субсидий на оплату жилкомуслуг, получение лицензий на продажу алкогольных и табачных изделий, выдача справок о поданной декларации и имуществе, выдача для перевозчиков разрешений на перевозку, — говорит Выскуб.
Чтобы разъяснить принципы работы, он привел пример оформления госпомощи при рождении ребенка.
Так, один из родителей подает заявление, указав номер свидетельства о рождении ребенка и номер банковской карты для перечисления денег. Свидетельство проходит онлайн-проверку в е-реестре гражданского состояния Министерства юстиции, и через несколько дней (ранее было 10 дней и более) перечисляется госпомощь.
Электронное оформление исключает как подделку документов, так и прямой контакт госслужащего с населением.
В настоящее время действуют 30 онлайн-услуг как по всей Украине, так и в виде пилотных проектов. С помощью интернета можно открыть бизнес (уже воспользовались 1 500 предпринимателей), получить разрешение на строительство зданий не выше 4-х этажей (выдано 2 600 разрешений), получить лицензии и справки. Физические лица в Украине имеют возможность оформить онлайн-помощь при рождении ребенка, записаться в е-очередь на получение внутреннего и загранпаспорта. В Винницкой, Волынской и Донецкой областях люди могут оформить субсидии на коммунальные услуги. А в Киеве, Киевской и Одесской областях можно подать онлайн документы на регистрацию брака.
Выскуб признает, что воспользоваться е-услугами могут лишь те, кто умеет работать на компьютере, — техническое консультирование пока не предусмотрено.
«Отсутствие консультации — серьезное препятствие, чтобы е-услуги стали массовыми, прежде всего для получателей субсидий. Большинство их — пожилые люди, которым сложно справиться с новинкой. Также в глубинке это сложно из-за слабого интернет-покрытия», — отметил эксперт Валентин Землянский.