На продолжающейся 106 сессии Европейской комиссии «За демократию через право» принят ряд заключений по конституционным изменениям разных стран. В частности, один из самых интересных документов — заключение по изменениям в Закон о Конституционном Суде Польши.
«В данном случае Комиссия сыграла важную роль в разрешении политического кризиса, сотрясающего Польшу», — говорит представитель Украины в Венецианской комиссии Сергей Кивалов.
«В эпицентре кризиса — конфликт новоизбранного Сейма и президента с одной стороны, и Конституционного Суда, сформированного Сеймом предыдущего созыва, — с другой. Результатом конфликта стал фактический паралич работы КС Польши.
Тут необходимы некоторые подробности. Ст. 194 Конституции Польши 1997 года определила, что все без исключения 15 судей Конституционного Суда избираются Сеймом на 9-летний срок. 25 октября 2015 года в Польше состоялись выборы, и на смену VIII созыву Сейма пришел новый — IX.
Однако, напоследок, уходящий созыв Сейма заполнил вакансии трех судей Конституционного Суда, чьи полномочия истекли, и заодно — двух судей Конституционного Суда, чьи полномочия должны были истечь уже при новом Сейме (с опережением в пять месяцев).
Новый созыв Сейма не согласился с таким решением предшественников, и избрал на эти должности пять новых судей Конституционного Суда. В результате получилось по два избранных судьи на каждую из пяти судейских должностей в КС Польши.
Новоизбранный (в мае 2015 года) президент не принял присягу у пяти судей КС, избранных предыдущим созывом Сейма, а принял присягу у пяти судей КС, избранных новым созывом.
Под такое решение была подведена законодательная база (ставшая предметом рассмотрения Венецианской Комиссии), сделавшая новое назначение судей КС возможным, и путем увеличения кворума заседаний КС до 13 судей из 15 общего состава — неизбежным.
Изменениями также был сокращен до трех лет срок полномочий президента КС, что равноценно досрочному прекращению его полномочий. Президент и министр юстиции были наделены полномочием инициировать дисциплинарное производство в отношении судьи КС. Отменены нормы закона, регулирующие процедуру рассмотрения КС вопроса об импичменте президента Польши (что усложнило саму возможность импичмента), отменен законодательный запрет на избрание судьей КС повторно.
В 2016 году новое правительство сократило бюджет Конституционного Суда. Наконец, в Сейме зарегистрирован проект акта о единовременном увольнении всех судей Конституционного Суда Польши.
Но КС Польши с таким положением вещей не смирился. Принявшие присягу новые судьи КС, избранные действующим Сеймом, были зачислены в штат КС «без права осуществлять правосудие», а часть изменений в «Закон о себе» Конституционный Суд признал неконституционными.
Затем Конституционный Суд принял компромиссное решение, признав конституционным избрание только трех из пяти судей КС предыдущим созывом Сейма. «Бюрократическое противостояние» нового президента и парламентского большинства с одной стороны, и большинства Конституционного Суда, избранного политическими предшественниками и оппонентами продолжается», — рассказал политик.
Как говорит Сергей Кивалов, Венецианская Комиссия в своем заключении заняла позицию Конституционного Суда Польши. Властям Польши рекомендовано полностью отказаться от идеи замены судей КС, отменить искомые изменения в Закон о Конституционном Суде, которые еще не признаны неконституционными, а все решения Конституционного Суда в его нынешнем составе исполнять. Также в Венеции рекомендовали заняться комплексной реформой Конституционного Суда на будущее, чтобы снять имеющиеся вопросы, в т.ч. рассмотрев, как вариант, модель избрания судей КС на 1/3 президентом, 1/3 — парламентом, 1/3 — судейским сообществом.
«Именно такая модель избрания судей КС предусмотрена у нас в Украине», — напомнил Сергей Кивалов. — «Однако, в случае Польши Венецианская Комиссия рекомендовала немаловажное уточнение: чтобы свою квоту судей КС парламент избирал квалифицированным, а не простым большинством голосов, т.е. гарантировал участие оппозиции в решении этого важного кадрового вопроса».
Также рекомендовано предоставить президенту и министру юстиции Польши право инициировать увольнение судей КС за дисциплинарные проступки, а Сейму — принимать окончательное решение по этому вопросу.
«Венецианская комиссия деликатно отметила, что в тех странах, где дисциплинарная ответственность судей КС вообще предусмотрена как таковая (Австрия, Германия), политические органы устранены от принятия решений по этому вопросу. Недвусмысленный намек, учитывая рекомендацию Комиссии отменить соответствующую норму закона», — отметил украинский политик.
«Главный же месседж Венецианской Комиссии таков: правящим политическим силам следует воздержаться от давления на Конституционный Суд, как особенно важный элемент системы сдержек и противовесов в странах с сильным политическим большинством. «Их удел — уважать и выполнять решения Конституционного Суда. Конституционный Суд не предназначен для того, чтобы служить представительством политических интересов и партий. Уволить всех судей Конституционного Суда значит проявить неуважение к верховенству права», — привел цитаты высказываний европейских политиков Сергей Кивалов.
«Такова позиция Венецианской Комиссии по этому щепетильному политико-правовому вопросу. Актуально это и для Украины», — заключил он.