С 1 января 2014 г. вступили в силу изменения в процедуру подачи жалобы в Европейский суд по правам человека, в частности, ужесточились требования при приеме заявлений. И от того, насколько полно заявитель учтет эти изменения, зависит, примет ли Суд обращение о рассмотрении дела или сразу же отклонит его по причине несоответствия установленным требованиям.
Реформа касается, прежде всего, формы жалобы – заявление должно быть сформулировано предельно четко. Как отмечают представители инстанции, причина принятия подобных изменений – стремление к улучшению работы Европейского суда, т. е. более быстрому и эффективному рассмотрению поступающих жалоб на начальном этапе. Это поможет в ускоренном режиме сортировать обращения, что значительно повысит скорость работы международной судебной инстанции.
Новая форма подачи жалобы
Итак, на пленарном заседании ЕСПЧ принял изменения в ст. 47 своего регламента. Согласно нововведениям, теперь важно, чтобы все пункты, указанные в формуляре жалобы, были полностью заполнены и как можно полнее раскрывали суть дела. Фактически данная поправка говорит о том, что в Суд нужно предоставить должным образом оформленный правовой документ. Это можно расценить как элементарную формальность, однако очень важно сразу предоставить копии всех необходимых документов, которые помогут как можно лучше раскрыть и подтвердить предоставляемую информацию о деле. Наличие достаточной информации поможет Суду успешно провести первоначальный анализ жалобы.
Все неполные жалобы, которые не будут содержать требуемые данные о деле или о личности заявителя и не будут подкреплены копиями необходимых документов, подтверждающих суть обстоятельств дела, будут отклоняться, и оспорить подобное решение нельзя. Впрочем, ЕСПЧ оставляет за собой право принять заявление, составленное не по утвержденному образцу, но сопровождаемое надлежащим пояснительным текстом.
Основной целью внесения подобных изменений является максимальное улучшение эффективности работы Европейского суда еще на этапе получения жалобы – более жесткие требования помогут секретариату определиться с характером и приоритетностью дела. Ведь согласно ст. 41 своего регламента, при решении вопроса о приоритете дела Суд исходит именно из срочности и важности вопросов, поднятых в жалобе, руководствуясь при этом установленными им критериями. Следовательно, он может отступить от этих критериев и рассмотреть дело в ускоренном порядке, причем именно правильность и тщательное оформление жалобы может повлиять на порядок рассмотрения.
Напомним, что согласно п. 2 ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, Суд не примет индивидуальную жалобу, поданную анонимно (за исключением случаев, когда в формуляре приведены весомые аргументы и причины этого), либо аналогичную той, которая уже была рассмотрена Судом или является предметом другой процедуры международного судебного разбирательства, если она не содержит никаких новых относящихся к делу фактов. Более того, Суд отклоняет любую жалобу, которую сочтет неприемлемой согласно ст. 35.
Средства распространения изменений
На данный момент Европейский суд старается задействовать как можно больше возможных способов для распространения информации о данных изменениях. Четкие указания о новых требованиях готовятся к выходу на 47 официальных языках договаривающихся государств-сторон (членов Совета Европы). Кроме того, в дополнение к существующим видеоматериалам о Конвенции был снят видеоролик «Как подать жалобу в Европейский Суд». С начала 2014 г. он доступен на английском и французском языках, а в течение года станет доступен и на других официальных языках стран-членов Совета Европы.
Типичные ошибки при составлении жалобы
Довольно часто причинами отказа в рассмотрении жалобы ЕСПЧ могут быть самые незначительные детали. Не получив удовлетворительного результата в государственных судебных инстанциях, люди спешат подать жалобу в Европейский суд, но при этом нередко упускают при оформлении обращения важные детали, из-за чего их жалоба в итоге и отклоняется. Одной из распространенных ошибок является незнание всего перечня прав, в связи с нарушением которых жалоба может быть рассмотрена Судом.
Напомним, что касательно жалоб на справедливое судебное разбирательство, которое гарантируется ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, стоит помнить, что Суд не является высшей судебной инстанцией относительно национальных судов. Более того, он не должен рассматривать жалобы по фактическим или юридическим ошибкам, которые могли быть совершены судом при рассмотрении дела. Исключением являются случаи, когда результаты данных решений сами по себе являются нарушением прав и свобод человека, гарантируемых Конвенцией.
Регламент Европейского суда по правам человека
Статья 47. Содержание индивидуальной жалобы
1. Для подачи жалобы в соответствии со ст. 34 Конвенции необходимо заполнить предоставленный секретариатом формуляр, если Суд не решит иначе. Соответствующие разделы формуляра должны содержать всю необходимую информацию, в частности:
a) полное имя, дату рождения, гражданство и адрес заявителя, а в случаях, когда заявителем выступает юридическое лицо – его полное название, дату регистрации, регистрационный номер (при наличии такового) и официальный адрес;
b) при наличии представителя – его полное имя, род занятий, адрес, номер телефона и факса, а также электронный адрес;
c) наименование высокой договаривающейся стороны или сторон, против которых подается жалоба;
d) краткое и легко читаемое изложение фактов;
e) краткое и легко читаемое изложение предполагаемого нарушения или нарушений Конвенции и соответствующих аргументов;
f) краткое и легко читаемое заявление о соблюдении условий приемлемости, установленных п. 1 ст. 35 Конвенции.
2. a) Сведения, указанные в п. 1 d–f и изложенные в соответствующих разделах формуляра, должны быть достаточными для того, чтобы Суд смог определить суть и объем жалобы, не обращаясь ни к каким другим документам.
b) Вместе с тем, заявитель может дополнить жалобу, приложив к формуляру более подробное описание фактов и предполагаемых нарушений Конвенции, а также развернутое изложение собственных аргументов. Размер такого дополнения не должен превышать 20 страниц.
3.1 Формуляр жалобы должен быть подписан заявителем или его представителем и иметь в качестве приложений:
a) копии относящихся к делу документов, в т. ч. судебных и иных решений, связанных с предметом жалобы;
b) копии документов и решений, подтверждающих соблюдение условий приемлемости (исчерпание внутренних средств правовой защиты и правило 6 месяцев), установленных п. 1 ст. 35 Конвенции;
c) при необходимости копии документов, касающихся разбирательства или урегулирования в любых других международных органах;
d) если у заявителя имеется представитель – оригинал доверенности, подписанный заявителем.