Как известно, в Украине с 1 ноября 2013 года вступил в силу новый порядок оценки имущества для целей налогообложения, начисления и уплаты других обязательных платежей, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины № 231 от 04.03.2013 года.
Согласно новым правилам, при осуществлении сделок с движимым и недвижимым имуществом нужно обязательно получить оценку его стоимости.
Противники введения нових правил оценки имущества утверждали, что изменения приведут к подорожанию услуги и возникновению коллапса на рынке.
Но, как видим, рынок оценки успешно работает, а стоимость услуги значительно снизилась. Оценка стала быстрой, качественной и доступной. А сама система оценки, за счет введения Единой базы отчетов (которую ведет Фонд государственого имущества Украины) стала прозрачной, ликвидировав все возможности занижать стоимость объекта.
Если говорить кратко, то суть новой процедуры оценки имущества изложена в Порядке проведения оценки для целей налогообложения, утвержденном Постановлением КМУ №231 от 4.03.2013года. Согласно этому документу, с 1 ноября 2013 г. оценку любого имущества для целей налогообложения могут проводить компании, которые получили сертификат субъекта оценочной деятельности по данному направлению.
Отметим, что Порядок №231 дал возможность широкому кругу лиц в короткий срок получить новую профессию, расширив тем самым рынок.
Обучать оценщиков для работы на рынке по новым правилам могут 13 учебных заведений Украины. На сегодня, по словам главы исполнительного совета Саморегулируемой ВОО «Ассоциация оценщиков Украины» Константина Черныша, на рынке работает около 2500 оценщиков для целей налогообложения, почти 600 оценочных компаний, более 850 их представительств (филиалов).
Согласно новых правил, срок составления отчета об оценке не может превышать 14 рабочих дней, а на самом деле он уже сегодня не превышает 3-4 дней.
Как отмечают сами оценщики, нотариусы и другие причастные к данному процессу лица, оценка для целей налогообложения после принятия в марте 2013 года Постановления КМУ №231, проводится гораздо качественнее.
Практика уже показала, что автоматизация процесса оценки имущества положительно сказалась на рынке данных услуг, поскольку, это позволило минимизировать контакты заказчика и оценщика, избежав, таким образом, возможности применения коррупционных схем.
По результатам оценки субъект оценочной деятельности составляет отчет, который является действительным при условии включения информации из него в Единую базу данных отчетов об оценке и присвоения ему регистрационного номера.
Следует заметить, что размещение отчетов в Единой базе данных отчетов об оценке – бесплатное. Бесплатно также осуществляется получение из нее информации нотариусами.
«Новый порядок проведения оценки стал более контролированным. Прежде чем оценщик выдаст отчет клиенту, чтобы нотариус проверил его легитимность, ему нужно занести эти данные из отчета в базу данных (которую ведет Фонд госимущества) и он задумывается: занижать ему оценку или не занижать. Ранее некоторым оценщикам очень нравилось делать заказные роботы, занижая реальную стоимость объекта и нанося большой ущерб нашему государству», - отметил Константин Черныш.
Результат налицо, уже сегодня, от уплаты налога и других обязательных платежей в 2,5 раза увеличились поступления в Государственный бюджет Украины и Пенсионный фонд Украины. Сегодня в условиях кризиса это очень важно.
Важно, что услуга оценщика стала более доступной для населения за счет снижения ее стоимости почти в 3 раза. Также сократились сроки выполнения отчетов благодаря введению автоматизации.
На прошлой неделе состоялся Конгресс оценочных компаний Украины, участники которого также позитивно отметили действие Постановления КМУ №231.
Как видим, на сегодня обеспечено полноценное функционирование рынка оценки для целей налогообложения. Действие новых правил также активно поддерживают представители риэлтерской деятельности, нотариата и банковской сферы.
Таким образом, внедренные инновации на рынке оценки, себя полностью оправдывают.