Комитет по вопросам верховенства права и правосудия рекомендует парламенту направить на доработку проект закона о внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства (относительно совершенствования административного судопроизводства). Во время обсуждения законопроекта (№ 2186 ) отмечалось, что предлагается внести изменения в статью 17 Кодекса административного судопроизводства Украины, которыми предусмотреть, что юрисдикция административных судов распространяется на публично-правовые споры между физическими и юридическими лицами с субъектами власти по установлению наличия или отсутствия компетенции (полномочий ) субъекта властных полномочий.
В частности, обращалось внимание на то, что предложенные проектом закона изменения в часть вторую статьи 17 Кодекса административного судопроизводства по своему содержанию является составной частью пункта 1 части второй статьи 17 Кодекса административного судопроизводства, которым установлено, что юрисдикция административных судов распространяется на споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно — правовых актов или правовых актов индивидуального действия ), действий или бездеятельности.
Члены Комитета отметили, что споры по установлению наличия или отсутствия компетенции (полномочий ) субъекта властных полномочий в первую очередь связанные с обжалованием решений (нормативно — правовых актов или правовых актов индивидуального действия ), выданные не в пользу истца, и поэтому, как следствие, административный иск истца может содержать одно из требований установленных в части четвертой статьи 105 Кодекса административного судопроизводства Украины, а именно требование установить наличие или отсутствие компетенции ( полномочий) у субъекта властных полномочий.
При этом, подчеркивали народные депутаты, по делам относительно обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий административные суды проверяют, приняты ли (совершены ) они, в частности, на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины, с использованием полномочия с целью, с которой это полномочие предоставлено, обоснованно, то есть с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для принятия решения ( совершения действия ) (пункты 1,2,3 части третьей статьи 2 Кодекса административного судопроизводства).
Кроме того, отмечали парламентарии, суд в соответствии с частью второй статьи 11 Кодекса административного судопроизводства рассматривает административные дела не иначе как по исковому заявлению, поданному в соответствии с настоящим Кодексом, и не может выходить за пределы исковых требований. Суд может выйти за пределы исковых требований только в случае, если это необходимо для полной защиты прав, свобод и интересов сторон или третьих лиц, о защите которых они просят.