В четверг, 8 июля, состоялись пленарное заседание шестой сессии Верховной Рады Украины шестого созыва.
Утреннее заседание началось с задержкой из-за блокирования фракцией БЮТ президиума, правительственной ложи и трибуны для выступлений.
Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин в начале утреннего заседания проинформировал о результатах работы Верховной Рады на пленарном заседании 7 июля.
В. Литвин сообщил о том, что в ходе проведенных вчера консультации руководителей фракций было принято решение сегодня рассмотреть проект постановления о некоторых вопросах в связи с решениями Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты по делу НАК "Нафтогаз Украины" против ЗАО "РосУкрЭнерго" и законопроект об обеспечении энергетической безопасности Украины.
Председатель Верховной Рады Украины выразил удивление по поводу причин блокирования работы Верховной Рады. Он сказал: "это, очевидно, означало, что нет необходимости рассматривать этот вопрос".
В. Литвин обратился к представителям оппозиционных фракций со словами: "если есть потребность создать информационный повод для того, чтобы провести брифинг или пресс-конференцию, то для этого не обязательно блокировать трибуну Верховной Рады" и призвал их впредь придерживаться "нормальной логики взаимоотношений, когда мы путем диалога найдем приемлемое решение".
Председательствующий объявил к рассмотрению проект закона об обеспечении энергетической безопасности и проект постановления о некоторых вопросах в связи с решениями Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты по делу НАК "Нафтогаз Украины" против ЗАО "РосУкрЭнерго".
Народный депутат Роман Зварыч зачитал три статьи проекта постановления, согласно которым предлагается:
"Запретить Кабинету Министров использования бюджетных средств, а также средств, предоставленных международными финансовыми организациями, для выполнения обязательств государства, вытекающих из решений Стокгольмского арбитража в блюде НАК" Нафтогаз Украины "против ЗАО" РосУкрЭнерго";
"Запретить НАК" Нафтогаз Украины "передачу природного газа, приобретенного для использования потребителями или предназначенного для транзита за пределы государства для использования обязательств государства, вытекающих из решений Стокгольмского суда";
"Запретить НАК" Нафтогаз Украины "использовать любые средства, в том числе и кредитные ресурсы, или средства, вытекающих из государственных гарантий, для проведения каких-яки прямых расчетов или косвенных платежных операций через третьих лиц или для закупки природного газа с целью выполнение обязательств государства ".
Р. Зварыч заявил: из решения Стокгольмского суда следует, что представители НАКа фактически сдали все интересы государства в этой очень неприятной для страны деле. В частности, НАК на судебном заседании в Стокгольме заявил о том, что этот газ был приобретен государством, то есть имеется в виду через НАК, на незаконных основаниях.
После короткого обсуждения председательствующий последовательно ставил на голосование вопрос о принятии за основу и в целом, о принятии за основу и о направлении на доработку законопроекта об обеспечении энергетической безопасности и проекта постановления о некоторых вопросах в связи с решениями Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты по делу НАК "Нафтогаз Украины" против ЗАО "РосУкрЭнерго".
Поскольку ни одно из голосований не было результативным, В. Литвин обратился к народным депутатам с просьбой поддержать его предложение об обращении Председателя Верховной Рады к Кабинету Министров с просьбой предоставить информацию по поводу предложений, содержащихся в законопроекте и проекте постановления.
Председательствующий по поводу рассмотрения проект Налогового кодекса отметил, что этот документ вызвал широкий резонанс в украинском обществе. "Украинские политики пытаются сегодня делать все, чтобы усовершенствовать этот документ", - сказал он.
Учитывая необходимость детального и глубокого доработки проекта Налогового кодекса в связи с огромным количеством поправок ко второму чтению и принимая во внимание инициативу Президента Украины, В. Литвин обратился к народным депутатам с просьбой принять постановление о вынесении этого вопроса на всенародное обсуждение.
В. Литвин сообщил, что проектом постановления предлагается поручить профильному комитету передать этот документ для обнародования и организации его обсуждение Кабинета Министров, поскольку материальных ресурсов Верховной Рады для этого недостаточно.
Кабинет Министров должен обобщить результаты всенародного обсуждения и до 5 сентября 2010 подать обобщения в Верховную Раду. Профильный комитет до 10 сентября внести на рассмотрение парламента во втором чтении доработанный с учетом результатов всенародного обсуждения проект Налогового кодекса.
Проектом постановления также предлагается рекомендовать Кабинету Министров обрабатывать готовить проект государственного бюджета на 2011 и последующие годы на новой налоговой и бюджетной основе.
Председатель Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин сообщил, что к проекту Налогового кодекса поступило 5380 предложений и замечаний.
С. Терехин напомнил, что всенародное обсуждение законопроектов может проводиться до их рассмотрения в первом чтении.
Председатель Комитета отметил, что он не видит смысла обсуждать проект на 500 страницах, замечания к которому содержатся на 3,5 тыс. страниц. По его словам, единственный способ, которым можно двигаться дальше - отменить решение о принятии этого проекта в первом чтении, направить его правительства и пусть правительство выполняет указания Президента Украины относительно всенародного обсуждения.
Председательствующий, подытоживая обсуждение, отметил, что, поскольку большинство народных депутатов высказываются против рассмотрения во втором чтении проекта Налогового кодекса сегодня, необходимо принимать постановление.
Верховная Рада приняла постановление 250 голосами.
Народные депутаты рассмотрели два проекта постановлений о проведении торжественного заседания Верховной Рады Украины по случаю 20-й годовщины принятия Декларации о государственном суверенитете Украины.
Первый проект доложил народный депутат Иван Заец. Он предложил провести 16 июля 2010 в 10:00 в зале пленарных заседаний торжественное заседание Верховной Рады, пригласив Президента Украины, Премьер-министра и членов правительства, народных депутатов первого созыва, участников принятия Декларации.
Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины Адам Мартынюк сказал, что различие между проектами заключается в том, кому будет поручено подготовка В первом проекте это возлагается на Аппарат Верховной Рады, у проекта народного депутата В. Литвина - на председателя Верховной Рады.
Верховная Рада приняла проект постановления народного депутата В. Литвина 415 голосами.
Председательствующий напомнил, что рассматривая во вторник в новой редакции Бюджетный кодекс Украины, народные депутаты пришли к выводу, что нужно согласовать некоторые положения с Министерством финансов, учесть замечания Главного юридического управления, чтобы сегодня принять окончательное решение.
Председатель Комитета по вопросам бюджета Николай Деркач сообщил, что Комитет совместно с Главным юридическим управлением обработали результаты голосования поправок и предложений к законопроекту и рассмотрели возможности учета всех замечаний к нему. По результатам доработки подготовлены согласованные предложения к закону. Н. Деркач сказал, что Комитет рекомендует принять во втором чтении и в целом два закона - Бюджетный кодекс Украины в новой редакции с признанием утратившим силу редакции кодекса от 21 июня 2001 и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи ' ЯЗКУ с принятием Бюджетного кодекса Украины, предусмотрев одновременно вступления в силу.
Народные депутаты во время голосования поддержали предложение министерства финансов об исключении из текста части четвертой статьи 27 Государственного бюджета Украины, согласно которой Кабинет Министров и местным советам предлагалось предоставить право вносить изменения в Закон "О социальных стандартах".
С учетом этой поправки Бюджетный кодекс был принят в новой редакции 245 голосами.
Верховная Рада также приняла в целом законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Бюджетного кодекса Украины.
Проект постановления о календарном плане проведения седьмой сессии Верховной Рады Украины шестого созыва доложил председатель Комитета по вопросам Регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады Украины Владимир Макеенко. Он отметил, что этим проектом предлагается начать пленарное заседание седьмой сессии 7 сентября 2010, а закончить ее работу 14 января 2011. За это время предусмотрено для работы в пленарном режиме 10 недель, 5 недель - для работы в комитетах, комиссиях и фракциях, 4 недели - для работы народных депутатов с избирателями и провести 10:00 вопросов к правительству в Верховной Раде.
Проект постановления о календарном плане проведения седьмой сессии был принят 340 голосами.
Проект закона о Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины доложил народный депутат Юрий Одарченко. Он отметил, что законопроект является одним из этапов программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, направленным на усовершенствование системы государственного регулирования субъектов естественных монополий. Проектом предлагается установить механизмы регулирования естественных монополий в лице тепло-, энерго-и горводоканала.
По словам докладчика, сегодня вопрос определения тарифов не выяснены, полномочия городских советов четко не прописаны, они здвоюються вместе с полномочиями областных администраций и поэтому сегодня невозможно четко сказать, кто устанавливает тарифы.
Ю. Одарченко также сообщил, что проектом предлагается создать Национальную комиссию регулирования рынка коммунальных услуг, которая будет не только устанавливать предел, величину, правильность установления тарифов, но и регулировать вопросы лицензирования и вопрос работы естественных монополий, так как на рынке коммунальных услуг эти вопросы не выяснены и нуждаются достаточно серьезной доработке. Кроме того, проектом предлагается установить во всем государстве единые тарифы, которые не позволят иметь неоправданным убыткам.
Докладчик отметил, что принятие закона позволит избежать неоправданных государственных дотаций и установить более четкую работу естественных монополий.
Верховная Рада приняла законопроект за основу 313 голосами.
Проект закона о внесении изменений в законы Украины "О Государственном бюджете Украины на 2010 год" и "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" доложил министр финансов Федор Ярошенко. Он отметил, что принятие закона является необходимым шагом для возобновления сотрудничества с МВФ. Министр финансов сообщил, что переговоры с миссией Международного валютного фонда завершены успешно и миссия будет рекомендовать высшему руководству Международного валютного фонда заключить с Украиной соглашение на следующие 2,5 года с предоставлением Украине поддержки в сумме приблизительно 14900 млн долларов США.
Ф. Ярошенко также сообщил, что по условиям этого соглашения Украина должна выполнить следующие предварительные меры: сократить доходы на 13 миллиардов гривен, укрепить распределение доходов специального государственного фонда на 3700 млн гривен, сократить поступления от приватизации на 3600 млн гривен, сократить расходы государственного бюджета на 17 миллиардов гривен.
Докладчик проинформировал о том, что в области пенсионного обеспечения должны быть реализованы следующие мероприятия: установление для физических лиц - субъектов упрощенной системы налогообложения размера страховых взносов в Пенсионный фонд Украины в размере, который отвечает начислением на минимальную заработную плату. По его словам, во время переговоров с МВФ, помимо получения средств, достигнуто условий: относительно сохранения в полном объеме социальных стандартов, предусмотренных Законом "Об установлении прожиточного минимума" и Указом Президента "О неотложных мерах по преодолению бедности"; права осуществлять дальнейшее повышение социальных стандартов минимум на индекс инфляции, что позволит не допускать падения уровня социальной защиты граждан.
Министр финансов подчеркнул, что меры в сфере пенсионного обеспечения никак не коснутся социально незащищенных категорий граждан.
"Таким образом, сегодня предлагается заключить соглашение с МВФ на выгодных условиях для Украины Вместе с получением дешевых средств мы улучшим свою репутацию на внешних рынках капитала Программа сотрудничества с МВФ позволит реализовать комплекс мер и реформ в административной и экономической сферах", - отметил Ф подвижникам.
По результатам рассмотрения народные депутаты не приняли решение по законопроекту. Председательствующий обратился к парламентариям с просьбой провести консультации по поводу оговоренного вопрос во время перерыва.
Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Национального банка Украины доложил заместитель Председателя Национального банка Украины В. Кротюк. Он отметил, что целью предлагаемых изменений является увеличение автономности Национального банка Украины для обеспечения эффективного выполнения им своей конституционной функции одновременно с повышением ответственности его руководителей и обеспечение прозрачности его деятельности. Законопроектом, в частности, предусматривается четкое установление приоритетов при реализации центральным банком своей основной функции. Предлагается, что Национальный банк на выполнение основной функции - обеспечение стабильности национальной валюты - должна исходить из приоритетности обеспечения ценовой стабильности в государстве.
Докладчик проинформировал о других изменениях, касающихся требований к кандидатам в члены совета Национального банка.
В. Кротюк отметил, что принятие законопроекта позволит создать правовое поле, необходимое для существенного повышения эффективной и монетарной политики Национального банка.
Секретарь Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Юрий Полунеев доложил решение Комитета рекомендовать парламенту принять законопроект за основу.
При обсуждении народный депутат Ю. Кармазин напомнил, что еще год назад группой народных депутатов был внесен законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Национального банка Украины. По его словам, проект, который рассматривается, является альтернативным. Ю. Кармазин проинформировал об основных предложения проекта и его отличия от проекта, представленного Президентом Украины.
Народные депутаты обсудили оба законопроекта. По результатам голосования законопроект, внесенный Президентом Украины, был принят за основу 249 голосами, а проект народного депутата Ю. Кармазина - отклонен.
Верховная Рада ратифицировала Соглашение между Украиной и Российской Федерацией о демаркации украинского-российской государственной границы 347 голосами.
Верховная Рада приняла за основу и в целом проект закона о внесении изменений в законы Украины "Об осуществлении государственных закупок" и "Об организации и проведении финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине" (относительно обеспечения осуществления мероприятий по проведению и подготовке в Украине организации финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине.
Парламентарии обсудили и приняли за основу законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ослабления негативного влияния мирового финансового и экономического кризиса на отечественную нефтехимическую отрасль.
Подготовленный ко второму чтению проект закона о сборе и учете единого социального взноса доложил председатель Комитета по вопросам социальной политики и труда Василий Хара. Он проинформировал о проработаны Комитетом предложения и замечания субъектов законодательной инициативы и решения Комитета рекомендовать Верховной Раде принять законопроект во втором чтении и в целом.
Народные депутаты рассмотрели поправки в законопроект и приняли его во втором чтении и в целом 250 голосами.
Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины А. Мартынюк сообщил, что в результате проведенных консультаций были согласованы все замечания, которые высказывались в ходе обсуждения проекта закона о внесении изменений в Законы "О Государственном бюджете Украины на 2010 год" и "Об общеобязательном государственном пенсионном страхование ".
Парламентарии приняли в целом законопроект 256 голосами.
Верховная Рада 333 голосами приняла Постановление "Об освобождении Демченко С.Ф. с должности судьи Высшего Хозяйственного суда Украины".
В конце утреннего заседания народные депутаты проголосовали за продление вечернего заседания до завершения рассмотрения всех вопросов повестки дня.
На вечернем заседании народные депутаты продолжили рассмотрение законопроектов во втором чтении.
По результатам рассмотрения поправок в целом были приняты законы - о принципах функционирования рынка природного газа; о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно развития и подготовки гостиничной инфраструктуры к проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу; о внесении изменения в статью 20 Закона "Об аренде земли" (относительно государственной регистрации договора аренды земли); о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно применения соглашений о разделе продукции; о внесении изменений в статью 208 Земельного кодекса Украины об условиях использования участков общественными организациями инвалидов.
Верховная Рада отклонила проект закона о внесении изменений в Закон "О столице Украины - городе-герое Киеве".
Председательствующий Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины А. Мартынюк сообщил о решении Конституционного суда, который признал конституционным законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно сроков полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов).
Председатель Комитета по вопросам правовой политики Сергей Мищенко зачитал текст законопроекта, который предлагается для предварительного одобрения и попросил народных депутатов поддержать его.
Парламентарии предварительно одобрили законопроект 396 голосами.