4 сентября Комитет ВРУ по информатизации и связи рассмотрит скандально известный проект закона о внесудебном блокировании сайтов (законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере» №6688 авторства нардепа И. Винника и др.).
В случае принятия закон позволит на срок до 48 часов блокировать доступ к веб-сайту без постановления суда. Данное положение вызвало больше всего возражений, учитывая то, что механизм досудебного блокирования сайтов не устанавливает максимального срока действия решения о временной блокировке. Кроме того, основанием для ограничения доступа может стать практически любая информация в интернете.
В частности, как отмечает в своем блоге для SUD.UA государственный эксперт по правовой работе Директората по правам человека, доступа к правосудию и правовой осведомленности Министерства юстиции Украины Наталья Герасимчук, «законопроект №6688 требует существенного пересмотра с учетом Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и, соответственно, учитывая практику Европейского суда по прав человека. Показательным может стать дело Ахмет Йылдырым v. Турция (заявление № 3111/10, решение от 18 декабря 2012 года). Там Суд отметил, что блокирование доступа к Интернету, если оно не преследует законных целей и не является необходимым в демократическом обществе, является нарушением свободы слова. Также Суд обратил внимание на чрезмерные полномочия органов власти по вопросам блокировки и отметил, что последнее может быть разрешено, если имеются достаточные основания полагать, что содержание информации на информационном ресурсе приведет к совершению уголовного преступления. Кроме того, к существенным замечаниям ЕСПЧ следует отнести отсутствие предупреждения владельца ресурса о том, что на его сервисе размещен незаконный контент. А не присутствуют ли все указанные пробелы в законопроекте № 6688?!».
«Мы сможем «приблизиться» к таким государствам как: Египет (в конце июня 2018 парламент Египта принял закон о киберпреступности — по блокированию сайтов без решения суда и онлайн-слежке за гражданами), Российская Федерация (так называемый закон Лугового, или закон о блокировании экстремистских сайтов), Палестина (закон Аббаса Махмуда об электронных преступления от 2017 года), Филиппины (закон о предотвращении киберпреступности от 2012 года), Северная Корея (здесь существует всего 30 сайтов, и те контролирует Партия трудящихся), Китайская Народная Республика (в рамках проекта «Золотой щит» поисковые системы фильтруют интернет-запросы по ключевым словам и отсеивают те, которые «угрожают национальной безопасности», умелые китайцы даже системы VPN заблокировали). Кстати, по версии Amnesty International раз в Китае наибольшее количество «кибер-преступников» в мире», — отмечает она.
«Следовательно, принятие в Украине закона о цензуре в интернете будет явным шагом назад, ведь будет противоречить европейскому выбору наших граждан, нарушать международные обязательства Украины, в частности в сфере защиты прав человека, и вряд ли поможет противодействовать угрозам национальной безопасности в информационной сфере», - подытожила эксперт.