Реализация в Украине конвенций МОТ ?100 "О равном вознаграждении" и ?111 "О дискриминации в области работы и занятий" обсуждена во время круглого стола в Верховной Раде
В мероприятии, организованном Комитетом по вопросам социальной политики и работы совместно с проектом Европейского Союза и Международного бюро труда "Равенство женщин и мужнин в мире работы", приняли участие народные депутаты, представители министерств и ведомств, объединений профсоюзов и работодателей, международных и неправительственных организаций, научных учреждений.
Первый заместитель председателя Комитета Олег Шевчук, открывая "круглый стол", заметил: обсуждение реализации Конвенций Международной организации труда в украинском законодательстве для законодателей важно с точки зрения его усовершенствования в соответствии со стандартами МОТ.
Представитель Международного бюро труда Катерин Ландюит представила комментарии по реализации Конвенции МОТ ?111 "О дискриминации в сфере труда и занятий" (1958г.) и Конвенции ?100 "О равном вознаграждении" (1951г.).
Эксперт МОТ обратила внимание на то, что вопрос устранения неравноправия в оплате работы между мужчинами и женщинами и обеспечение социальной справедливости лежат в основе мандата МОТ. По данным МОТ, которые привела К.Ландюит, в Украине заработная плата женщин, в среднем, на 30% ниже заработной платы мужчин. Действующее в Украине законодательство устанавливает принцип равной оплаты для мужчин и женщин за работу с одинаковыми навыками и в одинаковых рабочих условиях. Однако, с точки зрения Комитета экспертов МОТ, такой принцип есть "более ограничивающим, чем принцип равной оплаты по определению Конвенции МОТ ?100" и "работы, выполняемые мужчиной и женщиной, могут предусматривать разную квалификацию и разные условия работы, но могут быть равноценными роботами и, соответственно, вознаграждение за них должно было бы быть на одинаковому уровне".
По словам К.Ландюит, Закон "Об обеспечении равных прав и возможностей для женщин и мужнин" является важным шагом на пути к достижению целей конвенций МОТ. "Этот закон предоставляет мужчинам и женщинам в Украине равные права и возможности во всех сферах общественной жизни, включительно со сферой занятости, путем предоставления равных прав, устранение гендерной дискриминации, а также позитивного действия для искоренения неравноправия между мужчинами и женщинами. Закон также устанавливает национальный механизм для продвижения гендерного равенства", - подчеркнула она.
Другие участники "круглого стола" отмечали, что в Украине внедрены самые важные законодательный и институционный принципы для содействия равенству женщин и мужчин и решения проблем гендерной дискриминации. В выступлениях делалось ударение на том, что Украина ратифицировала Конвенцию ООН "О ликвидации всех форм дискриминации женщин" и ее Протокол, а также все основные конвенции МОТ, вчастности, Конвенцию ?100 "О равном вознаграждении", Конвенцию ? 111 "О дискриминации в области работы и занятий" и Конвенцию ? 156 "О работниках с семейными обязанностями".
Значительный прогресс, по словам ораторов, достигнутый и в разработке законодательства, вчастности, равенство прав гарантируется Конституцией Украины. В 2005 году был принят Закон "Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужнин", а в 2006 году - Государственная программа по утверждению гендерного равенства в украинском обществе на период до 2010 года". Со временем были разработаны и находятся в процессе реализации региональные программы.
Вместе с тем, участники "круглого стола" отмечали, что в Украине все еще продолжают действовать законодательные положения, которые суживают принципы, изложенные в Конвенции ?100 "О равном вознаграждении", вчастности, не определяют концепцию "работы равной ценности", что препятствует прогрессу в преодолении дискриминации в оплате работы женщин, которая основывается на гендерном принципе. Кроме того, по их мнению, законодательные положения должны не только обеспечивать равное вознаграждение за равную, такую же самую или одинаковую работу, но и запрещать дискриминацию в оплате работы, которая имеет место в тех случаях, когда мужчины и женщины выполняют разную работу, но которая является работой равной ценности.
Выступающие также заметили, что хотя Законом "Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужнин" предполагается обязанность работодателя принимать меры в отношении невозможности случаев сексуальных домогательств (статья 17), определение понятия "сексуальное домогательство" не охватывает ситуаций, где отсутствуют отношения подчинения между лицом, которое совершило домогательство, и жертвой, а также ситуаций, где поведение сексуального характера создает враждебную производственную среду независимо от того, существуют ли отношения подчинения между лицом, которое осуществляет домогательство, и жертвой.
Участники мероприятия особенно делали ударение на том, что имеющаяся в Украине официальная статистика не позволяет четко дифференцировать разные категории данных по статье. Вчастности, отсутствуют статистические данные об участии мужчин и женщин в разных работах, родах занятий и секторах экономики, например, данные о занятости женщин на управленческих и руководящих должностях (в частном и государственном секторах), что делает невозможным получение информации о гендерном разрыве в оплате работы по этим категориям.
В выступлениях делалось ударение на важности трехстороннего подхода к решению проблем равной оплаты за равноценную работу и дискриминации в области работы и занятий, в содействии, разработке и применении практических подходов и методов объективной оценки видов работ в связи с эффективным применением принципа равного вознаграждения для женщин и мужнин за работу равной ценности в государственном и частном секторах. Такие меры должны охватывать как уровень предприятия, так и отраслевой и национальный уровни для объективного оценивания видов работ, в контексте ведения коллективных переговоров, а также путем ввода национальных механизмов установления уровня заработной платы.
Участники "круглого стола" обращали внимание на низкий уровень осведомленности по этим вопросам в экспертной среде в Украине, предлагали проводить обучение по затронутым вопросам для государственных служащих, представителей профсоюзов и организаций работодателей в рамках международной технической помощи, которая предоставляется международными организациями.
По результатам обсуждения участники "круглого стола" приняли рекомендации Кабинету Министров в отношении обеспечения анализа состояния внедрения и соблюдения положений Закона "Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужнин". Вчастности, правительству рекомендуется оценить организованные работодателями и профсоюзами мероприятия в отношении действий государственных органов и учреждений, на которые законодательством возложены обязанности по содействию гендерному равенству и противодействию дискриминации в сфере занятости, а также проанализировать количество и характер жалоб, рассмотренных судами и другими органами, предоставленных средств правовой защиты и т.п.
Правительству также рекомендуется обеспечить в установленном порядке при участии сторон социального диалога рассмотрение и усовершенствование норм Закона "Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужнин" с целью усиления его действия в содействии гендерному равенству и устранении гендерной дискриминации в сфере работы и занятий, более четкого определения понятия "гендерная дискриминация", которое должных охватить как прямую, так и косвенную дискриминацию; полного отображения принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за равноценную работу, установленного в Конвенции МОТ ? 100 и т.п.