В четверг, 7 декабря, примерно в 22 часа Рада приняла в целом закон №6776-д «О внесении изменений в Налоговый кодекс касательно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году».
На данный момент блокирование накладных возможно на основании п. 201.16 ст. 201 НК: регистрация накладной может быть остановлена в порядке, определенном Кабмином, если накладная соответствует критериям риска, определенным Минфином.
В принятом Законе эта норма изложена по-другому: регистрация накладной может быть остановлена в порядке и на основаниях, определенном Кабмином.
То есть критерии оценки рисков определялись Министерством финансов. Теперь эту функцию передали на уровень Кабинета министров.
Таким образом, после вступления Закона в силу критерии Минфина работать не будут, а критерии Кабмина еще не будут приняты. То есть блокирование накладных приостанавливается до момента, пока Кабмин определит порядок и основания остановки регистрации накладных.
Кроме того, из НК исключили п. 74.2 ст. 74. Согласно этому пункту, все налоговые накладные перед их регистрацией в ГФС проходят специальный мониторинг. Во время такой проверки накладные анализируются на предмет их соответствия определенным критериям рискованности. Если накладная оценивается как рискованная (к примеру, накладная выписана по нереальной операции), она не регистрируется в ГФС, а блокируется. В результате покупатель товара теряет право на налоговый кредит.
Также именно в этом пункте предусматривалось право Минфина определять критерии оценки рисков. С исключением данной нормы Министерство финансов утратило право определять такие критерии.
Кроме того, в НК добавили ст. 57 (1) о регистрации ранее заблокированных накладных. Так, накладные, регистрация которых остановлена, должны быть зарегистрированы 2 января 2018 года.
Однако для этого накладная должна соответствовать 2-м критериям. Во-первых, Плательщик должен был подать пояснение и документы по такой заблокированной накладной до 1 декабря 2017 года включительно. То есть если документы не были поданы, то ГФС не обязана регистрировать накладную 2 января 2018 года. Во-вторых, если ГФС приняла решение об отказе в регистрации накладной, а Плательщик по состоянию на 1 декабря не начал процедуру оспаривания такого отказа, тогда накладная также не подлежит регистрации.
Иными словами, если накладную заблокировали до 1 декабря, и Плательщик успел до этой даты подать документы для ее разблокирования, то накладную должны зарегистрировать 2 января 2018 года. Если налоговую заблокировали, и ГФС успела отказать Плательщику в разблокировании такой накладной, но Плательщик начал процедуру оспаривания такого отказа до 1 декабря, то накладную также должны зарегистрировать 2 января 2018 года.
На те накладные, которые были заблокированы после 1 декабря и по которым документы были поданы после этой даты, новый Закон не действует.
Однако регистрация накладных происходит автоматически, если на протяжении 5 рабочих дней ГФС не приняла решения о регистрации или отказе в регистрации накладной. Это так называемая автоматическая регистрация накладной, если налоговая нарушает сроки принятия решения.
Но есть и плохие новости. Законом приостановлено «железное право бизнеса» на налоговый кредит по зарегистрированной накладной. Действие абз. 3 п. 201.10 ст. 201 НК Украины, в котором гарантировалось право на налоговый кредит по всем зарегистрированным накладным, приостановлено до того момента, когда Кабмин примет и введет в действие Порядок остановки регистрации налоговых накладных. Закон предусматривает для этого срок в 2 месяца с момента его вступления в силу.
Напомним, что Высший хозсуд разъяснил, как определять размер адвокатского гонорара.