На сайте Верховной Рады зарегистрирован законопроекте №7188 «О внесении изменений в статью 258 Кодекса Украины об административных правонарушениях (относительно восстановления права водителей транспортных средств по требованию составить уполномоченным должностным лицом протокол об административном правонарушении)».
Данный законопроект разработан с целью обязательности составления протокола полицейским в случае совершения административного правонарушения.
Авторы документа отмечают, что в соответствии с ч.2, ч.3 ст. 258 протокол не составляется при совершении админправонарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции Национальной полиции, и административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме.
Также протоколы не составляются в случае, когда в соответствии с законом штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения.
К тому же работник патрульной полиции не имеет права привлечь водителя к административной ответственности без доказательств и без выяснения всех обстоятельств дела. Водитель имеет право ознакомиться с доказательствами, которые указывают на админнарушение. К этим доказательствам относится даже видеозапись нагрудной камеры инспектора. В случае отказа полицейского предоставить водителю для ознакомления видеозапись, можно считать, что такого доказательства не существует.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями технических приборов и технических средств (фото- и видеосъемка) и т.д.
Следовательно, постановление не может быть принято без рассмотрения административного дела. Постановление о привлечении лица к ответственности выносится по результатам рассмотрения дела.
Другими словами, способ рассмотрения административного дела, предусмотренный Законом, без составления протокола не дает возможности выяснить такие существенные обстоятельства совершения правонарушения, которые могут стать основанием для неприменения штрафа, в частности, не было ли нарушение следствием объезда препятствия или не было ли оно результатом предотвращения дорожно-транспортного происшествия и тому подобное.
Получается, что представителю власти позволено «по своему усмотрению, произвольно» установить сам факт правонарушения и его состав, виновность лица, обстоятельства правонарушения. Это, в свою очередь, не отвечает требованиям ст.252 (Оценка доказательств) и ст.280 (Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении) КУоАП.
Следовательно, такие изменения действующего законодательства только ухудшили положение людей, которых в чем-то обвиняют, и поставили под сомнение законность действий полицейских, которые выносят постановления по делам об административных правонарушениях, не составляя протоколов.
Главная идея заключается в том, что за правонарушения, зафиксированное в автоматическом режиме, ответственность по общему правилу несет владелец транспортного средства, независимо от того, был он во время совершения правонарушения за рулем транспортного средства, или машиной управлял другой человек.