Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
О прогрессе судебной реформы в нашей стране идет речь в последнем отчете о результатах оценки противодействия коррупции в среде народных депутатов, судей и прокуроров. GRECO обратила внимание на многие аспекты деятельности судебной системы Украины, в частности, выразила обеспокоенность фактами давления на суды и значительным сокращением числа действующих судей. Не остались без внимания и проблемы квалификационного оценивания судей и создания Высшего антикоррупционного суда.
Прогресс есть
Эксперты GRECO позитивно оценили законодательные изменения, принятые в 2016 г. согласно новой редакции Конституции Украины, новому Закону «О судоустройстве и статусе судей» и Закону «О Высшем совете правосудия». Например, они обратили внимание на бессрочное назначение судей Высшим советом правосудия, а не парламентом, как это было раньше, отмену 5-летнего испытательного срока для судей, ограничение судейской неприкосновенности, переход от 4-звенной к 3-звенной судебной системе. В качестве положительных примеров отмечено и расширение полномочий Высшего совета правосудия, а также сокращение полномочий органов прокуратуры.
Однако в целом в GRECO считают, что об успехе судебной реформы в Украине говорить пока преждевременно. «Несмотря на широкомасштабные реформы, которые создали новые основы для работы судебной власти, необходимо доказать эффективность осуществленных мероприятий на практике», — говорится в отчете организации. Такая позиция, как следует из документа, основывается на том, что долгое время судебная система Украины считалась политизированной и коррумпированной, склонной поддаваться давлению со стороны прокуратуры. Факты давления политиков и прокуроров на судей, как следует из отчета, продолжают иметь место. По мнению экспертов, органы прокуратуры явно злоупотребляют регистрацией уголовных производств в отношении судей по ст. 375 Уголовного кодекса «Постановление судьей заведомо неправосудного решения».
В GRECO также заметили, что действующий Закон «О судоустройстве и статусе судей» не анализировался ни одним органом Совета Европы. Также сдержанно эксперты высказались о создании нового Верховного Суда, отметив, что опыт конкурса в этот суд может быть использован для обновления и других судов Украины.
Давления на суд быть не должно
Согласно приведенным в докладе результатам опроса, в 2016 г. 5,5% украинских судей (и 6,6% судей первой инстанции) признались в получении угроз от прокуратуры по причине отказа выносить «нужное» прокурорам решение, а еще часть сообщили, что были фигурантами уголовных производств либо по ст. 375, либо по другим статьям Уголовного кодекса. Международные эксперты считают такое положение вещей недопустимым и рекомендуют конкретизировать положения ст. 375 УК или отменить ее вовсе.
Обратили они внимание и на такой украинский феномен, как деятельность всевозможных общественных организаций, политических деятелей и активистов, регулярно блокирующих суды и срывающих судебные заседания. В GRECO прямо назвали такие инциденты «угрозой для независимости суда». Согласно данным опроса судей в 2016 г., 88% опрошенных сообщили, что не ощущают себя в безопасности в здании суда. «GRECO рекомендует принять меры для обеспечения безопасности судей, чтобы они меньше зависели от внешнего давления и коррупции», — настаивают авторы доклада.
Без антикоррупционного суда никуда
Есть в отчете и откровенно лоббистские предложения. Так, эксперты GRECO в целом согласны, что в Украине должен быть создан Высший антикоррупционный суд. Это утверждение базируется на выводе, согласно которому в Украине после событий Майдана ни одно лицо не было осуждено за коррупционные правонарушения. Некие респонденты GRECO в Украине убедили экспертов организации, что украинские суды или умышленно тормозят рассмотрение таких дел, или просто не имеют необходимой квалификации для их рассмотрения.
Хотя часть претензий к украинским судам, по всей видимости, обоснована, сами украинские судьи также неоднократно высказывались на тему медленного рассмотрения коррупционных дел, полагая, что главными проблемами здесь являются кадровый кризис в судах, несовершенное законодательство и далеко не всегда высокое качество досудебного расследования. Согласно последним данным Верховного Суда Украины, только за первую половину 2017 г. отечественными судами за коррупционные правонарушения к лишению свободы приговорены 121 гражданин Украины, 33 человека осуждены к ограничению свободы, 17 лицам запрещено заниматься определенными видами деятельности, 4 человека приговорены к общественным работам. Еще 265 лиц отделались штрафами, а 669 привлечены судами к ответственности за коррупцию в рамках статей Кодекса об административных правонарушениях.
Что характерно, говоря о необходимости создания Высшего антикоррупционного суда, эксперты GRECO все же считают его «исключительным шагом». «Важно обеспечить, чтобы институционная структура и процедура назначения судей в такой суд не нарушали единство судебной системы», — подчеркивают они. Судя по всему, это означает, что создание некоего отдельного органа, который вместо ВККС должен проводить такой конкурс, на чем настаивают украинские лоббисты антикоррупционных судов, недопустимо.
О квалификационном оценивании
С учетом сложившейся в Украине ситуации и необходимости возвращения доверия населения к судебной власти, в GRECO считают в целом оправданным прохождение всеми украинскими судьями квалификационного оценивания, которое, как известно, началось еще в начале 2016 г., а также проведение специальной проверки. В то же время, эксперты выразили обеспокоенность, что оценивание судей может иметь и обратный эффект, поскольку процесс слишком затянулся. А опрошенные GRECO украинские респонденты и вовсе подозревают, что квалификационное оценивание проходят только лояльные к государственной власти судьи.
Обеспокоенность экспертов вызывает и тот факт, что из-за проведения квалификационного оценивания некоторые судьи отказываются брать на себя ответственность и выносить решения по резонансным, в первую очередь политическим делам.
Общественность и судьи
Отдельное внимание эксперты GRECO уделили Общественному совету добропорядочности, который принимал активное участие в проведении конкурса в Верховный Суд. Специалисты пришли к выводу, что роль Совета добропорядочности является спорной. Опрошенные в Украине респонденты отметили, что деятельность этого органа может привести к нарушению принципа независимости судебной власти, а его члены нередко стремятся подменить в своих действиях ВККС. Вызвало вопросы и членство в ОСД действующих адвокатов. В целом GRECO рекомендует уточнить и конкретизировать полномочия Совета добропорядочности.
Единый орган судебной власти
Есть в отчете специалистов GRECO и достаточно радикальные предложения. Например, для обеспечения единства процедуры отбора судей, их оценивания и назначения предложено объединить ВККС и Высший совет правосудия. Целесообразность существования ОСД в перспективе вовсе поставлена под сомнение. «Группа экспертов GRECO призывает украинскую власть проанализировать, есть ли в действительности необходимость сохранять такие дополнительные органы, как ВККС и Общественный совет добропорядочности, в долгосрочной перспективе, если реформированный Высший совет правосудия докажет свою независимость, непредвзятость и эффективность на практике», — отметили авторы доклада.