Так, 16 декабря 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5551 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно платы за землю».
Инициатором законопроекта выступил народный депутат Сергей Мартыняк.
Налогообложение на земельные участки
Эффективное взимание местных налогов является неотъемлемой предпосылкой финансирования развития местных общин. Согласно норм Налогового кодекса, плата за землю является составной налога на имущество, который в свою очередь является местным налогом.
Так, согласно нормам Бюджетного кодекса, налог на имущество, вместе с платой за землю, включается в состав доходов общего фонда бюджетов городов Автономной Республики Крым и областного значения, городов Киева и Севастополя, районных бюджетов, бюджетов объединенных территориальных общин, которые создаются согласно закону и перспективному плану формирования территорий общин, а также доходов общего фонда бюджетов городов районного значения, сельских, поселковых бюджетов.
Как отмечается в пояснительной записке, в соответствии с положениями ст. 71 Бюджетного кодекса Украины, в составе местных бюджетов предусмотрены бюджеты развития, целью которых является реализация проектов социально-экономического развития города, района, региона, связанных с инвестиционной и инновационной деятельностью.
Бюджет развития должен нести основное бремя по финансированию инфраструктурных проектов и программ. Т.е. это должен быть реальный механизм, который направлял бы собственный или привлеченный ресурс общины в экономику, новые рабочие места и, соответственно, увеличивал бы экономический потенциал.
«Для обеспечения бесперебойного финансирования этих расходов целесообразно ввести отдельную часть взыскания платы за землю, которая не будет значительно повышать налоговую нагрузку, но будет непосредственно направлена на капитальные расходы бюджетов развития местного самоуправления», — сказал народный депутат Сергей Мартыняк.
Дополнительные доходы от уплаты за землю
Так, целью законопроекта является привлечение части платы за землю к финансированию капитальных расходов местных общин путем введения дополнительной части такой платы за землю.
Также законопроектом предусматривается внесение следующей нормы в законодательную базу Налогового кодекса, а именно:
Также годовая сумма платежа не должна быть меньше 4% и не превышать 13% нормативной денежной оценки.
Чего ждать в случае принятия законопроекта
Принятие законопроекта предоставит дополнительные возможности для децентрализации власти, обеспечения местного самоуправления дополнительными финансовыми ресурсами для финансирования капитальных расходов бюджетов развития, направленные на социально-экономическое развитие регионов, что является залогом становления дееспособной и эффективной власти на местах, а также обеспечением устойчивого экономического развития регионов.