Судебная власть Украины постепенно, но верно близится к катастрофе. Именно так, несмотря на все заклинания об успехах судебной реформы, оценивают ситуацию некоторые высокопоставленные лица международных организаций, работающих в Украине. И статистические данные подтверждают этот вывод.
Например, в центральном Печерском районном суде Киева сейчас работают только 19 судей, хотя по штату их должно быть 36. В уголовной коллегии этого суда, которая рассматривает ходатайства Генеральной прокуратуры и Национальной полиции, осуществляют правосудие лишь 6 судей! Уже сегодня все 13 судей, ранее рассматривавших только гражданские и административные дела, назначены следственными судьями. Но даже это только частично может компенсировать высокую нагрузку, поскольку только в І полугодии 2016 г. в суд были направлены 31 066 дел и материалов. В 2015 г. за аналогичный период в Печерский райсуд поступило 23 852 дела и материалов. В среднем в день в суд поступает не менее 150 разных дел, материалов и ходатайств. Уже сейчас из-за нагрузки суд не в состоянии выделить запасного судью на тот случай, если такая необходимость возникнет.
А ведь следует учитывать, что практику назначения в уголовную коллегию «гражданских» судей правильной не назовешь. Это ярко доказали события во время массовых акций протеста 2013–2014 гг., когда такие судьи нередко допускали ошибки при рассмотрении дел задержанных во время уличных столкновений.
Но если в Киеве суды, пусть и с предельной нагрузкой, но еще как-то справляются, то чем дальше от столицы, тем дела обстоят хуже. Уже сейчас в Украине есть 8 районных судов, где вообще не осталось судей с полномочиями. По данным Государственной судебной администрации, на данный момент в стране насчитывается 71 суд, в которых полномочия имеет только один судья, и целых 124, где работают лишь по двое судей с полномочиями. Если ничего кардинально не изменится, уже скоро таких судов, где почти прекратилось осуществление правосудия, станет еще больше. По прогнозам, только к концу этого года судов, где не будет судей с полномочиями, в Украине будет уже 20.
При этом нужно понимать, что если в суде еще осуществляет правосудие хотя бы один судья, о соблюдении всех стандартов говорить можно лишь условно – все равно дела самых разных категорий приходится рассматривать одному и тому же судье, а выборка с помощью автоматизированной системы, по сути, превращается в формальность. Это не говоря уже о том, что все установленные законом сроки рассмотрения дел нарушаются.
Еще более катастрофической выглядит ситуация в высших судах. В Верховном Суде Украины из 48 судей сейчас осуществляют правосудие 21, и еще несколько человек собираются в отставку. В Высшем административном суде при штатной численности 97 судей сейчас работают лишь 49.
Летом-осенью этого года в Украине уже уволились почти 2 тыс. судей, но пока процесс массовых увольнений приостановился тем, что несмотря на вступившие в силу изменения в Конституцию, до сих пор не создан Высший совет правосудия, который будет единолично решать вопросы увольнения, назначения и перевода судей. Можно предположить, что если увольнения судей продолжатся, уже к лету в украинских судах осуществлять правосудие будет некому. А если судебная система Украины окажется в коллапсе, удар будет нанесен и по другим ветвям власти – законодательной и исполнительной, т. е. начнет разрушаться весь государственный механизм.
Удивительным в сложившейся ситуации является то, что исполнительная и законодательная власти делают вид, что проблемы просто не существует. Комментарии народных депутатов не оставляют сомнения – вопросы качественного функционирования судебной системы для них представляются чем-то второстепенным, а главная цель состоит в увольнении максимально возможного количества судей и назначении на их должности неких «новых», не исключено, что «своих» судей.
Впрочем, определенные надежды есть на Высшую квалификационную комиссию судей, которая теперь сосредоточится на отборе кадров для обновленной судебной системы, и Высший совет правосудия. Назначать судей отныне все-таки будет не парламент, а новый орган – ВСП, большинство в котором будут составлять судьи. По расчетам ВККС, из около 900 судей-«пятилеток», кандидатуры которых уже три года не рассматриваются парламентом, реально пройти через сито и получить назначения смогут 600–700 человек, к которым не возникнет особых вопросов. Также Комиссия намерена дать возможность проявить себя действующим помощникам судей, которые после специальной подготовки смогут претендовать на должности судей, и рассчитывает на резерв, образовавшийся после конкурсных отборов в судьи, проведенных еще в 2012–2013 гг.
Что касается Высшего совета юстиции, то осознав, что от парламента не стоит ожидать скорого принятия закона «О Высшем совете правосудия», там решили воспользоваться переходными положениями к Конституции и закону «О судоустройстве и статусе судей» и просто внести изменения в регламент. Так что вскоре ВСЮ теоретически сможет, наконец-то, разрешить 3-летнюю проблему, связанную с неназначением судей-«пятилеток», и избрать их бессрочно, не дожидаясь закона «О Высшем совете правосудия». Если все пройдет удачно, в течение 2017 г. в судебной системе постепенно может быть ликвидирован кадровый голод, и судебная власть пойдет на поправку.
Впрочем, подводные камни есть и здесь. Несмотря на требование закона, парламент до сих пор без объяснения причин не передал в будущий Совет правосудия материалы и рекомендации на более чем 800 судьям-«пятилеткам». Это значит, что несмотря на желание действующих членов ВСЮ, на практике ждать избрания судей бессрочно придется еще долго.