Судебная власть Украины постепенно, но верно, близится к катастрофе. Именно так, несмотря на все заклинания о реформе, оценил ситуацию высокопоставленный источник в представительстве ОБСЕ в Украине.
Статистические данные подтверждают этот вывод.
Например, в центральном Печерском районном суде Киева сейчас работают только 19 судей, хотя по штату в суде должны работать 36 судей. В уголовной коллегии этого суда, который рассматривает ходатайства Генеральной прокуратуры и Национальной полиции, сейчас осуществляют правосудие лишь шесть судей! Уже сейчас все 13 судей, ранее рассматривавших только гражданские и административные дела, уже назначены следственными судьями.
Но даже это только частично может компенсировать высокую нагрузку на судей, поскольку только в I полугодии 2016 года в суд были направлены 31 066 дел и материалов.В 2015 году за этот же период в Печерский райсуд поступили 23 852 дела и материалов.
В среднем, в день в суд поступает не менее 150 разных дел, материалов и ходатайств. Уже сейчас из-за нагрузки суд не в состоянии выделить запасного судью на тот случай, если такая необходимость возникнет. Это не говоря уже о том, что практику назначения в уголовную коллегию «гражданских» судей, правильной не назовешь.
Это ярко показали события во время массовых акций протеста 2013 – 2014 гг., когда такие судьи нередко допускали ошибки при рассмотрении дел задержанных во время уличных столкновений.
Но если в Киеве суды, пусть и с предельной нагрузкой, но еще как-то справляются, то чем дальше от столицы, тем дела обстоят хуже.
Уже сейчас в Украине есть восемь районных судов, где вообще не осталось судей с полномочиями. А по данным Государственной судебной администрации, сейчас в стране насчитывается 71 суд, где имеет полномочия только один судья, и целых 124 суда, где работают лишь два судьи с полномочиями. Нужно понимать, что даже если в суде еще и осуществляет правосудие хотя бы один судья, то о соблюдении всех стандартов правосудия, говорить можно лишь условно, поскольку все равно дела самых разных категорий приходится рассматривать одному и тому же судье, а выборка с помощью автоматизированной системы, по сути, превращается в формальность.
Еще более катастрофической выглядит ситуация в высших судах.В Верховном Суде Украины из 48 судей, сейчас осуществляют правосудие 21 судья, а, например, в Высшем административном суде при штатной численности в 97 судей, сейчас работают лишь 49.
Надо полагать, что это еще не предел. Летом-осенью этого года в Украине уже уволились почти 2 тыс. судей, но пока что процесс массовых увольнений приостановился тем, что, несмотря на вступившие в силу изменения в Конституцию, до сих пор не создан Высший совет правосудия. Совет правосудия будет единолично решать вопросы увольнения, назначения, перевода судей. Можно предположить, что если увольнения судей продолжатся, то уже к лету в украинских судах осуществлять правосудие будет некому.
В сложившейся ситуации, удивительным является то, что исполнительная и законодательная власти делают вид, что проблемы просто не существует. Комментарии народных депутатов не оставляют сомнения – вопросы качественного функционирования судебной системой для них представляются чем-то второстепенным, а главная цель состоит в увольнении максимально возможного количества судей и назначения на их должности неких «новых» судей.
Впрочем, определенные надежды сейчас остаются на Высшую квалификационную комиссию судей, которая теперь сосредоточится на отборе кадров для обновленной судебной системы. Назначать судей теперь все-таки будет не парламент, а Высший совет правосудия, большинство в котором будут составлять судьи. По расчетам ВККС из около 900 судей–«пятилеток», кандидатуры которых уже три года не рассматриваются парламентом, реально пройти через сито Высшего совета правосудия и получить назначения смогут 600-700 судей, к которым не возникнет особых вопросов. Также, Комиссия намерена дать возможность проявить себя действующим помощникам судей, которые после специальной подготовки смогут претендовать на должности судей, и рассчитывает на резерв, образовавшейся от конкурсных отборов в судьи, проведенных еще в 2012 – 2013 годах.
Таким образом, если все пройдет удачно, в течение 2017 года в судебной системе постепенно может быть ликвидирован кадровый голод и судебная власть пойдет на поправку.