В условиях кризиса многие украинские компании вынуждены приостанавливать свою деятельность. Сопровождается это увольнением сотрудников, прекращением договорных взаимоотношений с контрагентами и закрытием счетов в банке. Однако, даже на неработающем предприятии должно быть лицо, выполняющее функции исполнительного органа. Ведь, несмотря на отсутствие хозяйственной и финансовой деятельности, любое юридическое лицо обязано подавать в контролирующие органы отчётность, которая, в свою очередь, обязательно содержит подпись должностного лица, уполномоченного действовать от имени предприятия.
И тут возникает вопрос: а как же нам оплачивать работу такого должностного лица в условиях, когда предприятие «заморожено», счета закрыты, а финансирование отсутствует? Ответ может быть следующий –минимизировать заработную плату или вовсе её не начислять, и, соответственно, не выплачивать. Каким же образом оформить такие взаимоотношения с директором? Рассмотрим несколько вариантов.
Ситуация 1. Директор не увольняется с предприятия.
В данном случае, на предприятии оформляется приказ о приостановлении начислений заработной платы директору в связи с отсутствием хозяйственной деятельности. Одновременно с этим следует подать в налоговую инспекцию по месту регистрации информационное письмо, в котором уведомить контролирующий орган о таком прекращении начислений.
Для того, чтобы увязать между собой бухгалтерский и кадровый учёт в части отсутствия начислений, при заполнении табеля учёта использования рабочего времени на предприятии в соответствующих строках табличной части проставляются прочерки. Таким образом документируется факт невыполнения директором работ, а,следовательно, в бухгалтерском учётеотсутствует база для начисления заработной платы и соответствующих налогов.
Такой вариант является наиболее простым и понятным, однако тут есть свои нюансы.Кодекс законов о труде Украины в ст. 94 определяет заработную плату как вознаграждение, исчисляемое, как правило, в денежном выражении, которое владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу. Директор, в свою очередь,даже подписывая раз в месяц пустую отчётность, какое-то время выполняет свои функции. А значит, ему положена заработная плата, к примеру, хотя бы за полчаса рабочего времени в месяц. Следовательно, предприятие должно начислить директору оплату пропорционально отработанному времени. Сумма эта будет незначительна, например:
Должностной оклад директора: 1500,00 грн./месяц
Отработано: 1 час
Количество рабочих часов в месяце (например, в феврале 2016 года): 168 (21 рабочий день*8 часов)
Начисление: 1500,00/168*1 = 8,93 грн.
Таким образом, база для удержания НДФЛ (18%) и военного сбора (1,5%) несущественна. На практике, доказывать факт выполнения работ директором, определять их длительность и затем высчитывать суммы неуплаченных налогов в такой ситуации представителям контролирующих органов просто экономически нецелесообразно.
А вот с ЕСВ все немного сложнее.Дело в том, что в абз. 2 ч. 5 ст. 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон о ЕСВ) указано, что в случае, если база начисления единого взноса не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и ставки единого взноса. Это означает, что зависимо от суммы фактически начисленной заработной платы ЕСВ начисляется как минимум на размер минимальной заработной платы, действующейв месяце начисления. В нашем примере это будет выглядеть так:
ЕСВ = 1378,00 (минимальная заработная плата в феврале 2016 г.)*22%(ставка ЕСВ) = 303,16 грн.
Это уже более существенно, за несколько лет можно доначислить значительную сумму неуплаченного взноса. При этом, проверяющим нет необходимости высчитывать заработную плату за фактически отработанное время, так как начислить ЕСВ на минимальную заработную плату можно исходя из самого факта выполнения директором своих функций.
Способ решения данной проблемы кроется в абз.3 все той же ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ, а именно: при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам из источников не по основному месту работы ставка единого взноса, установленная настоящей частью, применяется к определённой базе начисления независимо от её размера. То есть, если наш директор – совместитель, то и ЕСВ начисляется на фактически начисленную заработную плату. А значит, экономический смысл в расчёте и доначислении сумм ЕСВ при проверке вновь теряется.
Ситуация 2. Директор уволен.
Другой вариант выполнения обязанностей директора без расходов на оплату труда заключается в том, что по решению высшего руководящего органа предприятия (который указан в уставе) функции исполнительного органа перекладываются на одного из учредителей. При этом директор, как наемный работник, увольняется. Следовательно, на предприятии отсутствуют сотрудники и заработную плату начислять попросту некому.
В данной ситуации, предприятиедолжно оформить соответствующее решение высшего руководящего органа (например, собрания учредителей) и провести государственную регистрацию изменений сведений о юридическом лице (с 2016 года это можно сделать у любого нотариуса).Кроме того,следует уведомить налоговую инспекцию по месту регистрации о смене лица, ответственного за подписание отчётности и ведение учёта на предприятии, путём подачи формы 1-ОПП.
Митрюшин Дмитрий Федорович, адвокат
Блог отражает исключительно точку зрения автора. Текст блога не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь.
Мнение редакции «Судебно-юридической газеты» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственность за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.