Как известно, Министерство юстиции на предыдущей неделе презентовало новую инициативу по отмене Хозяйственного кодекса. В качестве ее обоснования инициаторы назвали коллизии между положениями Хозяйственного и Гражданского кодексов Украины, дублирование положений с другими законодательными актами, а также наличие устаревших советских норм и концепций регулирования хозяйственных отношений в государстве. Однако ученые в сфере хозяйственного права и судьи хозяйственных судов выступают против отмены Хозяйственного кодекса, так как, по их мнению, это приведет к коллапсу экономики.
Действительно, идея об отмене Хозяйственного кодекса на самом деле не такая и безболезненная. Предложение ликвидировать положения относительно сферы гражданско-оперативного управления означает, что все государственные предприятия станут собственниками имущества. Другими словами, государственная собственность практически прекратит свое существование. А предложение отказаться от частных, дочерних предприятий и других организационно-правовых форм, холдингов, концернов однозначно негативно повлияет на последние. И дело коснется сотен тысяч предприятий.
Также в Хозяйственном кодексе прописаны важные вопросы, не содержащиеся более ни в одном другом нормативном документе. Как пример, можно было бы привести нормы о порядке изменения и расторжения хозяйственных договоров (ст. 188 ХК), которые достаточно часто используются судами при принятии решений. В случае отмены кодекса указанное регулирование нужно было бы вносить в Гражданский кодекс или выделить в отдельный нормативно-правовой акт. При этом нужно учитывать, что заключение и расторжение хозяйственных договоров – основа отношений хозяйствующих субъектов и без четких «правил игры» в этой сфере не обойтись.
Из рисков отмены ХК можно выделить следующие:
1. Отмена Хозяйственного кодекса может повлечь изменение «правил игры» в сфере хозяйствования.
2. В случае отмены Кодекса судьи хозяйственных судов могут столкнуться со значительными проблемами правоприменения.
3. Достаточно много норм Хозкодекса регулируют взаимоотношения бизнеса и государства, государственного регулирования рыночных отношений. Иные нормативные акты должного внимания этому вопросу не уделяют. В связи с этим отмена последнего может создать вакуум в регулировании этих правоотношений и ухудшить украинский инвестиционный климат.
4. В Хозяйственном кодексе существует целый ряд ключевых для хозяйственных правоотношений норм, часть из которых, безусловно, дублируются в Гражданском кодексе. Но большинство четко и понятно прописаны только в Хозяйственном.
Вместо того, чтобы проводить плановую работу по устранению несоответствия норм Гражданского и Хозяйственного кодекса или сотни подзаконных актов, которые сейчас существуют и дают возможность нормально работать предприятиям – кодифицировать, упростить или принять один акт, предлагают просто взять и отменить Хозяйственный кодекс. Может, некоторые нормы, например, предупреждение распродажи государственного имущества, устранения контроля государства за качеством продукции, предоставления услуг – просто не устраивают государственные структуры?
Еще одним негативным моментом отмены Хозяйственного кодекса является то, что право хозяйственного ведения устраняется. Получается, что государственные предприятия становятся собственниками государственного имущества, а это фактически означает, что может произойти неконтролируемая, теневая приватизация любого государственного имущества. Кроме того, отмена ХК идет вразрез с традицией, которая существует в Европе, где действуют отдельные гражданские и хозяйственные коммерческие кодексы.
Таким образом, законодателю необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» и проанализировать возможные последствия отмены Хозяйственного кодекса для украинской экономики, которая и так находится в неутешительном состоянии. Ведь ликвидировать всегда проще, чем создавать.