– Не так давно, по некоторым данным, из-под пера Минюста вышел любопытный законопроект, пока не зарегистрированный в ВР, которым предлагается внести изменения в Закон «О судоустройстве и статусе судей» и иные законодательные акты относительно усовершенствования принципов организации и функционирования судебной власти в соответствии с европейскими стандартами. Под европейскими стандартами авторы законопроекта, очевидно, понимают следующее.
Для упрощения судебной системы и усиления ее институциональной способности предполагается объединить суды гражданской и хозяйственной юрисдикции. Отказ от отдельных хозсудов, сказано в пояснительной записке, обусловлен тем, что они рассматривают те же частноправовые споры, что и суды гражданской юрисдикции, выделенные лишь по субъектному признаку. Эта сентенция уже успела вызвать заметное возмущение среди «хозяйственников», которые справедливо уверены в том, что споры, рассматриваемые ими, являются достаточно специфическими и требуют иного подхода, нежели споры в юрисдикции гражданской. Не следует забывать, что позиция лоббистов идеи ликвидации хозсудов, обусловленная их стремлением упростить правосудие для рядовых граждан, не оправдывает себя, поскольку эти самые рядовые граждане в хозсуды, как правило, не обращаются. Хозюрисдикция преимущественно остается вотчиной субъектов хозяйствования, которые в случае необходимости прибегают к услугам профессиональных юристов, что как раз и соответствует европейским стандартам правовой культуры населения.
Настроены в Минюсте реформировать и систему дисциплинарной ответственности. Например, для решения вопроса об открытии дисциплинарного производства предлагается внедрить отделенные от дисциплинарных органов комиссии по предварительному изучению жалоб на судей. Иными словами, предлагается создать энное количество дополнительных органов, которые будут дублировать функции Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета юстиции (которые и без того дублируют функции друг друга). Правда, в этом же законопроекте ВККС предполагается устранить. И все это может произойти одновременно с переаттестацией всех судей в случае принятия законопроекта №4322а.
Подобное рвение субъектов законодательных инициатив может быть чревато не только для судебной системы, но и для государства в целом. И дело даже не в том, что в массиве уже внедренных и только предложенных изменений может запутаться даже сам законодатель. Дело в том, что без надлежащего финансирования ни одна из новелл не будет действенной. На что рассчитывают разработчики законопроекта, говоря, что меры, предусмотренные им, не только не потребуют дополнительных затрат из бюджета (как это говорится почти во всех законодательных инициативах), но и сократят бюджетные расходы?
Безусловно, изменять судебную систему, особенно учитывая последние события, просто необходимо. Однако эти изменения должны быть системными и хорошо продуманными. Законодателю следует уяснить, какую судебную систему он желает видеть в государстве, и только тогда, в соответствии с этими представлениями, инициировать продуманные реформы.