На сегодняшний день активному обсуждению подвергается вопрос возможности внесения изменений в Конституцию Украины. Как известно, с целью разработки соответствующего законопроекта при Президенте Украины уже давно действует вспомогательный орган – Конституционная Ассамблея.
Одной из основных задач, поставленных перед Конституционной Ассамблеей, является создание Концепции внесения изменений в Конституцию Украины. Ее проект на данный момент находится на стадии для общественного обсуждения. Основанием для разработки данного проекта послужила необходимость обновления положений Конституции на основании сохранения ее демократического содержания, развития и потенциала. Особенное внимание в Концепции уделяется следующим направлениям:
- усилению гарантий прав и свобод человека как наивысшей ценности;
- ограничению государственной власти в интересах человека;
- развитию демократического, социального и правового государства;
- четкому определению функций и полномочий органов государственной власти путем установления действенной системы сдержек и противовесов;
-укреплению основ парламентаризма;
- обеспечению реальной правовой, организационной и финансовой самостоятельности местного самоуправления.
Также Концепция предусматривает конституционно-правовую модель дальнейшего реформирования судопроизводства и осуществления правосудия в Украине и определяет механизм охраны норм Конституции государством. Вместе с этим, в Концепции особо подчеркивается то, что принципиальным вопросом для успешного развитии государства является не только содержание Конституции, но и неуклонное соблюдение ее требований государственным органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами Украины.
А вот среди вопросов, так и нерешенных Ассамблеей, по-прежнему остаются: переход к парламентско-президентской республике; целесообразность существования института Президента Украины; введение двухпалатной модели парламента; реформирование основ организации и деятельности судебной власти, в частности, выборности судей местных судов; переход к федеративному устройству Украины. Большинство из указанных вопросов, – отмечают члены Ассамблеи, – как правило, имеют политический характер и должны быть предметом не только профессиональных, а также политических дискуссий.
Одним из наиболее острых на сегодняшний день является вопрос возможности изменения формы государственного устройства Украины и перехода к федерации. Во всяком случае, он на данный момент активно обсуждается в ученых и политических кругах.
Стоит сказать, что известны две разновидности федерации: союзная, субъектами которой являются суверенные государства, которые сберегают за собой значительный объем полномочий, вплоть до права выхода из федерации, а также федерация, основанная на автономии. Субъектами последней являются государственные образования, которые не имеют суверенитета, но обладают определенными признаками государственности в виде полномочий самостоятельно решать вопросы местного значения (под признаки такой разновидности федерации подпадает, например, Россия).
По формальным признакам союзной федерацией был СССР. В современных же условиях федерации такого вида фактически в мире не существуют. Хотя ряд стран, например, США, ФРГ, в своем развитии и прошли такой этап, со временем ряд базовых признаков союзной федерации (право субъектов федерации на выход из ее состава и их право вступать в отношения с другими государствами) был утрачен.
Статья 2 Конституции Украины провозглашает, что Украина является унитарным государством. Буквально это означает, что в пределах государственных границ нашего государства нет и не может быть каких-то образований, которые бы имели признаки государственности и право непосредственно вступать в отношения с другими государствами и право выхода из состава Украины. Но несложно заметить, что с этими положениями Конституции не согласовывается содержание ее раздела, посвященного регламентации статуса Автономной Республики Крым. Ведь к основным юридическим признакам унитарного государства, среди прочих, относятся наличие в государстве единой Конституции и системы законодательства и функционирование единой системы государственных органов. Однако положения указанного раздела Конституции закрепляют существование Конституции и системы нормативных актов АРК, а также деятельность ее органов, таких как Верховная Рада АРК и Рада министров АРК.
Таким образом, есть основания говорить об определенном несоответствии между конституционным определением Украины как унитарного государства и фактическим закреплением ее Конституцией ряда существенных признаков как федерации, основанной на автономии.
Примечательно, что помимо Концепции, которая предполагает создание концептуально нового по смыслу документа, субъекты законодательной инициативы выступают с предложениями «не изобретать велосипед» и вернуть Конституцию в редакции от 2004 г. Так, в Верховной Раде был зарегистрирован проект постановления №4054 «О создании Временной специальной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам подготовки и согласования законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины относительно возврата к парламентско-президентской форме правления». Следует указать, что этот проект не поддерживается ни членами Конституционной Ассамблеи, ни ведущими юристами, которые указывают на возможность неоднозначной трактовки отдельных положений Конституции старого образца. Прислушаются ли к мнениям специалистов парламентарии, и какой из способов реформирования Основного Закона будет избран в итоге, очевидно, станет известно в ближайшее время.