Первый день лета был ознаменован тем, что для субъектов ВЭД вступили в действия новые «правила игры», ведь именно 1 июня текущего года вступил в действие новый Таможенный кодекс Украины (далее - ТК). Многих интересует вопрос, какие изменения грядут, изменится ли порядок прохождения товаров через таможенную границу, насколько легче будет работать в сфере внешнеэкономической деятельности, на какую сумму можно ввозить товары без уплаты пошлины и т.п. Попробуем фрагментарно проанализировать новую «таможенную конституцию» на предмет плюсов и минусов.
Плюсом ТК является то, что в данном документе законодатель фактически кодифицировал и обобщил множество существовавших нормативных актов, что должно привести к упрощению порядка ведения ВЭД.
Безоговорочным плюсом для наших граждан стало повышение беспошлинного лимита относительно стоимости товаров, ввозимых на территорию Украины. Так, без уплаты налогов можно пересылать международные почтовые и экспресс-отправки стоимостью до 300 евро (ранее до 200 евро), ввозить пищевые продукты для личного употребления на сумму до 200 евро. Кроме этого, отныне отсутствует обязанность письменного декларирования товаров стоимостью не выше эквивалента 1000 евро (ранее 200 евро), которые ввозятся гражданами Украины в ручной поклаже путем воздушного соединения, и товаров (кроме подакцизных) стоимостью до 500 евро, которые ввозятся иными видами соединения (сухопутными, морскими).
Теперь субъекты бизнеса смогут сами выбирать таможенный орган, где будут декларировать товары независимо от места регистрации. Предполагается, что на таможенное оформление будет уходить не более 4-х часов, иначе – таможенники будут нести соответствующую персональную ответственность. Не знаю, как это отобразится на практике, но согласитесь, нововведение положительное.
Новым ТК уменьшается перечень документов, которые должен будет подавать декларант. В свою очередь, новые «таможенные правила» возлагают на таможенные органы ответственность за отказ определения таможенной стоимости и обязывает их обосновывать причины отказа. Возможно, это нововведение поможет сократить количество судебных споров, связанных с определением таможенной стоимости. Кроме того, несколько усовершенствованы таможенные процедуры, в частности относительно реэкспорта, реимпорта.
Новшеством ТК следует назвать введение института уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО), что по своей природе должно упростить взаимодействие таможни и участников ВЭД. Такой статус может получить компания, которая не имеет задолженности и существенных нарушений, так сказать, является добросовестным субъектом. ТК предусматривает шесть условий, выполнение которых необходимо для получения статуса УЭО. При этом критерии и порядок оценки информации, поданной субъектом ВЭД для получения статуса УЭО, определяются Министерством финансов Украины. Такая компания будет получать некоторые привилегии во время прохождения таможенного контроля, однако порядок применения специальных упрощений устанавливается Кабинетом Министров Украины. Очень хочется верить, что процедура получения статуса УЭО не станет забюрократизированной и ее правила будут простыми и прозрачными для компаний.
Новеллой ТК стало право обжаловать (оспорить) действия/бездеятельность, решения таможенных постов, органов и самой ГТС Украины в «дополнительной инстанции» - Министерстве финансов Украины. При этом, положения ТК прямо предусматривают необходимость возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями/бездействиями, решениями таможенных органов в порядке, предусмотренном законом. Однако, не указанно, что это за закон и когда он будет принят.
В новом ТК предусмотрено увеличение сроков временного ввоза транспортных средств для граждан – нерезидентов до одного года (ранее 183 дня).
Безусловно вступивший в действие ТК имеет и свои негативные моменты, о которых также нужно говорить. Существенно может подпортить «имидж» ТК то, что его ввели в действие очень скоро, без надлежащей подготовки и принятия КМ Украины и Министерством финансов Украины подзаконных нормативных актов, направленных на полноценную реализацию всех положений ТК. Данное обстоятельство создает возможность для «маневров» при таможенном оформлении и решении спорных вопросов (напомним, что Президент Украины предлагал ввести в действие ТК с 1 января 2013 года).
ТК ограничивает таможенные органы в требованиях предъявлять документы, которые не предусмотрены «таможенной конституцией». Однако, кодекс в ряде случаев предусматривает возможность требовать «другие платежные или бухгалтерские документы». Считаю, что этот пункт необходимо четко растолковать, поскольку такое терминологическое утверждение может оставлять место для «маневрирования» и злоупотребления со стороны таможенных органов. Но, не будем много говорить о недостатках, поскольку они связаны с некоторыми несогласованностями, которые, надеемся, будут в скором времени устранены путем принятия подзаконных нормативных актов.
В завершение хочется сказать, что нововведения – это безусловно хороший шаг к развитию, но эффективность ТК в значительной степени будет зависеть от практического применения его положений таможенными инспекторами и их руководителями.
Очень хочется верить, что несмотря на все сложности и нововведения, субъекты ВЭД смогут адаптировать свои бизнес-процессы к новым правилам.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Адвокат Кулаков Виталий