19 апреля 2012 года вступил в действие Закон Украины «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» (от 22.03.2012 г. № 4618-VI) (далее - Закон). Среди политиков, экспертов и самих предпринимателей ходят неоднозначные высказывания относительно целесообразности принятия данного закона в том виде, в котором мы имеем. Однако, по нашему мнению, принятие данного закона – это все-таки шаг вперед, несмотря на наличие в нем существенных минусов. Попробуем частично разобраться, что же нового принес данный закон, каковы его недостатки и чего ждать малому и среднему бизнесу в ближайшее время.
Начнем, пожалуй, с положительных моментов. Так, на сегодняшний день, на законодательном уровне определены не только цели и принципы государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а выписаны и основные направления. Среди данных направлений следует выделить усовершенствование и упрощение порядка ведения учета в целях налогообложения, что сегодня очень актуально для малого и среднего бизнеса; обеспечение финансовой государственной поддержки малых и средних предприятий путем внедрения государственных программ кредитования, предоставления гарантий для получения кредитов, частичной компенсации процентных ставок; гарантирование прав субъектов малого и среднего предпринимательства во время осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности; содействие упрощению разрешительных процедур и получению документов разрешительного характера.
Кроме того, законодатель закрепил возможность предоставления государственной поддержки не только субъектам малого и среднего предпринимательства, а и объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, к которым относятся: бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, научно-технологические центры, фонды поддержки предпринимательства, лизинговые компании, консультативные центры и др.
Согласно статьи 15 указанного Закона, на законодательном уровне закреплены виды государственной поддержки, которые включают: финансовую, информационную, консультативную поддержку, в том числе поддержку в сфере инноваций, науки и промышленного производства, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют экспортную деятельность, поддержку в сфере подготовки, переподготовки и повышению квалификации управленческих кадров и кадров ведения бизнеса.
Среди отдельных видов финансовой поддержки, которую планирует предоставлять государство в лице своих уполномоченных органов, следует выделить: частичную компенсацию процентных ставок по кредитам, лизинговым и факторинговым платежам; предоставление гарантии и поруки по кредитам; предоставление кредитов (микрокредитов) для создания и ведения бизнеса и т.п. (ч. 2 ст. 16 Закона).
В целом, основы и идея самого Закона заслуживает похвалы, но, нам кажется, что он содержит немало и негативных моментов.
Так, по мнению многих экспертов, данный Закон носит декларативный характер. Но позвольте не согласиться с тем, что это является негативным моментом. Ведь Закон, по сути, устанавливает основные направления, цель, принципы и конечный результат. А вот механизм достижения таких результатов должен устанавливаться качественными нормативно-правовыми (ведомственными) актами. Именно отсутствие последних мы бы и отнесли к негативным моментам, так как действительно Закон действует, а реальных способов реализации предусмотренных Законом механизмов финансовой государственной поддержки не существует. Кроме того, в Законе не достаточно четко определена компетенция органов власти в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, не достаточно четко выписаны условия предоставления государственной помощи (в т. ч. предоставление кредитов, частичной компенсации процентных ставок и т.п.).
В таких условиях законодательной неурегулированности наш малый и средний бизнес вынужденно может быть втянут в коррупционные схемы, связанные с возможностью получения финансовой и другой поддержки.
Кроме того, законодатель не определил четких условий (наличия документов) получения той или иной государственной поддержки. Ведь мы прекрасно знаем, что если дело касается государства, то бюрократических проволочек не избежать, последствием чего может стать «огромный» и нереальный пакет документов, который нужно будет подавать в соответствующий компетентный орган, который «неспеша» будет принимать решение. Не хотелось бы, чтобы финансовая поддержка для субъектов малого и среднего бизнеса стала более усложненной, чем получение кредита в любом коммерческом банке.
К негативным моментам данного Закона, как и многих других, мы бы отнесли отдельные формулировки нормативного акта. Так, в тексте Закона достаточно часто прослеживается фраза, что государство «содействует» в том или ином вопросе. Извините, кому оно содействует? Ведь выше государства никого и ничего нет, именно оно принимает конкретные стратегические решения и осуществляет конкретные действия. Содействовать должны государству, но не государство кому-то.
Одним из видов государственной поддержки является консультативная поддержка. Конечно же, это положительный момент. Но в Законе совсем не указано, какой же главный орган будет оказывать и осуществлять эту консультативную поддержку, какую юридическую силу будет носить это консультативное заключение, не будут ли эти заключения противоречить консультативным заключениям, например, налоговых или таможенных органов. Ведь очень много примеров, когда предприятие по одному и тому же вопросу имеет консультативное заключение Госкомпредпринимательства и ГНС Украины, которые диаметрально противоположны. Каким образом устраивать правовой кастинг?
Резюмируя вышесказанное, считаем, что Закон, в целом, является положительным, однако должен быть доработан путем внесения в него дополнений, а именно:
- определить четкий механизм и порядок получения государственной поддержки (финансового характера) с целью исключить возможность коррупционных действий;
- определить единственный уполномоченный государственный орган не ниже статуса ГНС Украины, который будет предоставлять консультативную поддержку предпринимательству, а его выводы не будут противоречить выводам фискальных органов;
- определить вид и степень ответственности должностных лиц органов государственной власти за нарушения норм данного Закона.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Адвокат Кулаков Виталий