20 октября 2011 года Верховный Совет Украины принял в целом Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» (относительно упрощенной системы налогообложения).
Основной целью данных изменений, по мнению законодателей, является комплексное усовершенствование упрощенной системы налогообложения с учетом изменений в налоговом законодательстве и предпринимательской среде, обеспечение ее соответствия современным направлениям налоговой политики государства, противодействие уклонению от налогообложения.
Останавливаясь на основных моментах данного законодательного акта, хотелось бы сказать о следующем. Так, на законодательном уровне предусматривается:
- отмена ограничения отнесения на расходы плательщика налога на прибыль расходов на приобретение товаров (работ, услуг) у физических лиц – плательщиков единого налога;
- подача плательщиками налога на прибыль перечня доходов и расходов в разрезе контрагентов, которые являются плательщиками единого налога;
- установления обязанности зарегистрироваться плательщиком НДС в случае предоставления услуг плательщикам НДС;
- увеличение объемов годового дохода и их привязка к размеру минимальной заработной платы;
- отмена 50-процентной надбавки, которая применяется к фиксированным ставкам налога за каждого наемного сотрудника;
- возвращение физическим лицам – плательщикам единого налога, права регистрироваться плательщиками НДС;
- ведение юридическими лицами упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов по методике, определенной Минфином;
- установление годового отчетного периода для физических лиц с объемом дохода до 150 размеров минимальной заработной платы, для других плательщиков – сохранение квартальной отчетности;
- определение оснований для аннулирования свидетельства плательщика единого налога.
Кроме того, плательщики налога, которые изберут упрощенную систему налогообложения, будут разделены на четыре группы:
1) первая – ФЛ-П, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров (к примеру, на рынках), предоставляют бытовые услуги населению, годовой размер дохода которых не превышает 150 000 гривен.
2) вторая – ФЛ-П, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога или населению при условии, что в течении календарного года они не будут использовать наемный труд (или количество лиц, которые пребывают в трудовых отношениях не будет превышать 10 лиц) и объем дохода не будет больше 1 000 000 гривен.
3) третья – ФЛ-П, которые в течении календарного года не будут использовать труд наемных лиц (или количество лиц, которые будут находиться в трудовых отношениях, одновременно не будет превышать 10 человек) и объем дохода не будет больше 3 000 000 гривен.
4) четвертая – юридические лица, у которых в течении календарного года количество сотрудников не будет превышать 50 человек и объем дохода будет не более 5 000 000 гривен.
Ставки единого налога будут устанавливаться в процентном соотношении к размеру минимальной заработной платы (по состоянию на 1 января налогового (отчетного) года). Для первой группы – от 1% до 10%, для второй – от 2% до 20%, для третей и четвертой группы – 3% от дохода (в случае оплаты НДС на общих основаниях), 5% от дохода (в случае включения НДС в состав единого налога).
Безоговорочно, данные изменения носят революционный характер, но как они «приживутся» в нашей хозяйственной деятельности - неизвестно, тем более, что сам закон еще не подписан Президентом Украины. Согласно информации официального сайта Верховного Совета Украины, принятый законопроект 09.11.2011 г. направлен на подпись главе государства. В случае подписания закона, изменения вступят в силу с 1 января 2012 года. Будем ждать…
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
адвокат Кулаков Виталий