Святослав Пограничный
шеф-редактор «Судебно-юридической газеты», доктор философии в сфере права
Новость о роспуске и признании ничтожным решения Конституционного Суда Украины по поводу полномочий НАПК вызывает сейчас всеобщее ликование, в том числе в среде юристов. Президент внес законопроект 4288, которым хочет сформировать новый, «очищенный» КСУ.
Вспомним предысторию.
Начиная с осени 2019 года члены команды Президента в парламенте пытались ограничить полномочия КСУ.
Это, в частности, законопроект о лишении КСУ права высказывать предостережения к законопроектам Президента о внесении изменений в Конституцию Украины, законопроект о переносе КСУ в Харьков, о лишении права юридических лиц подавать конституционную жалобу и предоставлении парламенту возможности «воскрешения» законов или их норм уже после признания их КСУ неконституционными.
На рассмотрении КСУ сейчас находится представление Галины Третьяковой, Руслана Стефанчука и др. относительно толкования понятия «достойные условия жизни». Наличие такого толкования может упростить законодателю задачу по отмене социальных льгот, соответственно суды не будут выносить такую массу решений в пользу граждан, а государству не нужно будет их выполнять (и в ЕСПЧ будет поступать меньше дел против Украины). Собственно, о том, что льготы будут пересмотрены с учетом финансовых возможностей государства, уже заявил Кабмин.
Без КСУ все будет, безусловно, значительно проще.
Также стоит напомнить, что представитель Президента в КСУ не раз критиковал КСУ и высказывал предположение о возможности ликвидации КСУ через закон о всеукраинском референдуме (который разработан при участии Руслана Стефанчука).
Ликовало ли тогда юридическое сообщество по поводу таких перспектив?
Безусловно, закрытие свободного доступа к Реестру деклараций вызывает негодование. Но его закрытие - это личное решение главы НАПК А. Новикова, ведь в решении КСУ такого предписания не было (о чем, кстати, сказал и министр юстиции Денис Малюська). Как видим, уже в ночь на 30 октября доступ к Реестру «чудным» образом возобновлен.
К чему может привести принятие законопроекта Владимира Зеленского о роспуске КСУ?
Даже тем юристам, которые поддерживают роспуск, очевидно, что такой законопроект противоречит Конституции. Основания для прекращения полномочий судей КСУ прямо прописаны в Конституции Украины. Следовательно, такое грубое нарушение Конституции в случае принятия законопроекта может привести к государственному кризису, когда будет утрачен баланс власти, а ключевой орган, проверяющий действия субъектов властных полномочий на предмет их соответствия Основному Закону, будет полностью парализован.
Даже если законопроект не наберет голосов в парламенте, заявление Президента, помимо прочего, демонстрирует политикам - можете не выполнять решения судов и публично говорить о том, что их решения неправосудны, вносить законопроекты, не соответствующие Конституции и пр. Это также, мягко говоря, не способствует той цели, которую Президент записал в преамбуле к своему законопроекту - а именно, что он реализует принцип верховенства права.
Ведь принцип верховенства права и принцип политической целесообразности - это разные принципы.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.