Прошло уже больше месяца с тех пор, как Высшая квалификационная комиссия судей Украины из 12 кандидатур избрала 6 членов Общественного совета международных экспертов (ОСМЭ).
ОСМЭ призван содействовать Комиссии во время проведения конкурсов на замещение вакантных должностей судей Высшего антикоррупционного суда и Апелляционной палаты Высшего антикоррупционного суда. В состав ОСМЭ вошли крупные иностранные специалисты с безупречной репутацией и огромным опытом работы судей и прокуроров.
Таким образом, ВККС стала единственным государственным органом (и не только в системе судоустройства), которая работает сразу с двумя органами, представляющими общественность. Это Общественный совет добропорядочности (ОСД), создаваемый из представителей украинских общественных организаций и ОСМЭ, создаваемый из представителей международных организаций.
ОСМЭ и ОСД имеют еще два ключевых отличия. ОСМЭ создается для содействия в оценивании кандидатов на должность судьи не только по критерию добропорядочности, но и для определения его профессиональных качеств. Главным процедурным отличием является то, что, чтобы остановить участие в конкурсе кандидата, не соответствующего этим критериям, нужны всего лишь голоса трех членов ОСМЭ из шести. При этом ВККС любым своим количеством голосов не может преодолеть это своеобразное вето ОСМЭ.
По условиям, которые ВККС обнародовала задолго до экзамена, ко второму этапу конкурса будут допущены в три раза больше кандидатур, чем запланировано по штату суда — 117 кандидатур. Именно это количество кандидатов будет изучать ОСМЭ. Кто из кандидатов и в каком количестве будет остановлен членами ОСМЭ, не известно. Также не известно количество кандидатов, с которыми после решения ОСМЭ члены ВККС проведут собеседования. Можем только предположить, что после «вето» ОСМЭ Комиссия теоретически может получить кандидатов в количестве, которое позволяет сохранить конкурс, то есть хотя бы 2 человека на место. А может получить и кандидатов, количество которых будет меньше, чем количество вакансий.
И такая неопределенность позволяет уже сегодня задать ряд вопросов.
Почему в течение более месяца после избрания членов ОСМЭ практически ничего не известно об их подготовке к работе?
Пару новостей на сайте ВККС о встречах членов ВККС с членами ОСМЭ не в счет.
По имеющейся в открытых источниках информации, деятельность ОСМЭ сопровождают сразу две донорские организации: «Антикоррупционная инициатива Европейского Союза в Украине (EUACI)» — самая большая программа ЕС в Украине по борьбе с коррупцией, и Международная организация по развитию права (IDLO) на сайте которой отмечается, что она «является единственной межправительственной организацией, занимающейся развитием верховенства права». К этому также следует добавить вполне естественное внимание международных организаций, которые выдвинули кандидатов на должность ОСМЭ, посольств ряда стран, а также Международного валютного фонда и Всемирного банка. Сомневаемся, что такое количество помощников позволит нам вспомнить пословицу «У семи нянек дитя без глаза», но все-таки: почему об ОСМЭ ничего не слышно?
Начнем с простых организационных вопросов. По какому адресу работают члены ОСМЭ? Это офис одной из донорских организаций или для них арендовано отдельное помещение? Ведь если члены ОСМЭ работают в окружении сотрудников донорских организаций, то их влияние будет ощущаться с утра до вечера, не так ли?
Следующая группа вопросов. Избран ли формально руководящий орган ОСМЭ, например, председатель? Ведь кто-то должен представлять ОСМЭ в отношениях с ВККС и другими государственными органами, а также неправительственными организациями, гражданами и кандидатами, наконец? Если не избран, то почему? Если избран, то почему до сих пор это тайна?
И еще один вопрос: кто-нибудь занимается разработкой процедур деятельности ОСМЭ, а также методологии оценивания кандидатов? Вряд ли члены ОСМЭ имели возможность разработать сразу несколько нормативных документов для организации работы. Были ли предприняты меры для разработки проектов к вниманию членов ОСМЭ? Если да, то кто именно был привлечен к разработке таких документов?
Еще одна группа вопросов. По какой методологии будут оценивать кандидатов члены ОСМЭ? Есть ли у кандидатов шансы познакомиться с ней заблаговременно? Конечно, нас интересуют критерии оценивания добропорядочности кандидатов. Хотя, на наш взгляд, это меньшая из проблем такого рода. Гораздо туманнее выглядит способ оценивания членами ОСМЭ профессиональных качеств кандидатов. Вот простая задача. Член ОСМЭ знакомится с практической работой кандидата, в которой последний изложил проект судебного решения. (Надеемся, что текст решения будет переведен на английский язык.)
А вот теперь главное. Судя по профессиональной биографии кандидатов, никто из них не знает с уверенностью эксперта украинское уголовное право и процесс. Означает ли это, что члены ОСМЭ будут пользоваться мнением третьих лиц? Кто эти третьи лица? Каков их уровень как профессионалов? В какой степени их мнение будет определяющим для члена ОСМЭ?
Подходим к еще одной группе вопросов. Международные эксперты получат минимум 117 досье кандидатов. Это примерно по 19 досье на каждого. Каждое досье состоит примерно из 250-300 страниц материалов. Это около 5000 страниц материалов на украинском языке в среднем. Подходим к непростой технической задаче. Как будет организована работа по ознакомлению англоговорящих экспертов с этим количеством документов? Члены ВККС это делают с помощью инспекторов, которых они могут и должны проверять. Как будут проверять своих помощников члены ОСМЭ? Сомневаемся, что такой объем текста будет оперативно переведен на английский язык (общее количество страниц во всех досье: 300х117=35100 страниц). Ведь принимать решение будет именно член ОСМЭ. А помощник готовит только первый анализ имеющихся документов и дает рекомендацию. Только вот решение должно быть основано не только на опыте международного эксперта в другой стране, но и на основе законодательства Украины. Надеемся, члены ОСМЭ в ближайшее время дадут разъяснения и по этому вопросу. Впрочем, этот же вопрос касается и других документов, содержащихся в досье.
И еще одна группа вопросов относится к персональным данным кандидатов, которые очень скоро появятся в распоряжении членов ОСМЭ. Закон предусматривает ответственность членов ОСМЭ за хранение и обработку этих данных, которые попадут в их распоряжение. Мы уверены, что юридическая общественность была бы не против узнать, каким именно образом члены ОСМЭ обеспечат требования закона относительно хранения и обработки персональных данных.
У нас нет никаких сомнений, что работа по решению перечисленных проблем ведется. Вынуждены только повторить, что профессиональная жизнь ОСМЭ сегодня выглядит как тайна за семью печатями (например, кто из них в Украине сейчас?). Такой уровень освещения не способствует уверенности в том, что работа ОСМЭ будет прозрачной.