Святослав Пограничный,
доктор философии в сфере права
Украина — далеко не первая страна, где создается специализированный суд для рассмотрения дел коррупционеров. Это означает, что наше государство может учесть все недостатки, которые помешали эффективной работе антикоррупционных судов в других странах. Однако мировая практика показывает, что единый стандарт в данной сфере отсутствует.
В разное время антикоррупционные суды были созданы (или же было законодательно предусмотрено их создание) в Афганистане, Бангладеш, Ботсване, Болгарии, Бурунди, Камеруне, Хорватии, Индонезии, Кении, Малайзии, Мексике, Непале, Пакистане, Палестине, Филиппинах, Сенегале, Словакии, Танзании, Таиланде и Уганде. В частности, в Мексике это было сделано в 2015 г. с помощью изменений в конституцию, согласно которым суд представлял собой специализированную антикоррупционную палату в Федеральном административном суде. В Танзании такой суд приобрел форму подразделения Высшего суда по рассмотрению экономических, коррупционных и организованных преступлений. В Ботсване специализированный суд по рассмотрению дел о коррупции был создан как подразделение Высшего суда, однако он являлся лишь апелляционной инстанцией. По первой же инстанции такие дела рассматривались судом магистратов.
В мире есть и примеры, когда вместо специального суда создают специальную процедуру, которая способствует оперативному рассмотрению коррупционных дел в обычном суде. В частности, такая практика есть в Папуа Новой Гвинее.
В Украине же будет создан отдельный Высший антикоррупционный суд. При этом данный суд будет рассматривать дела как по первой инстанции, так и в качестве апелляции — для этого будет создана апелляционная палата в его составе. В отличие от многих других стран, где судьи антикорсудов являются судьями обычных судов (например, в Сенегале судьи Суда для борьбы с незаконным обогащением могут продолжать работать в своих судах даже после назначения), судьи Высшего антикорсуда Украины будут отобраны по специальной процедуре при участии международных экспертов.
Даже эти отличия указывают на то, что в Украине по сравнению с другими странами будут созданы гораздо более жесткие условия отбора и формирования нового суда.
Как известно, основные причины создания Антикоррупционного суда — потребность в более эффективном и быстром рассмотрении коррупционных дел и необходимость подать сигнал международному сообществу, что Украина делает все возможное для борьбы с коррупцией. Впрочем, эксперты отмечают, что суд не может являться панацеей от системной и укоренившейся проблемы, ведь он — лишь звено системы антикоррупционных органов. В мировой практике работы таких судов часто случается, что из-за промахов прокуратуры или по другим причинам рассмотрение дел значительно затягивается. Также в мире столкнулись с чрезмерной нагрузкой, отсутствием финансовой поддержки в ходе формирования судов, недостатками в вопросе квалификации кадров и обучения судей.
Поэтому принятие закона еще не означает успех в борьбе с коррупцией. Это лишь первый шаг, а результат будет зависеть от каждого звена.