Автомобильная промышленность борется с нехваткой полупроводников более года. Проблема с поставкой микрочипов - ключевого компонента для новых автомобилей - вызывает огромные перебои в мировом производстве и, следовательно, влияет на продажи. Однако этот кризис может быть не единственным «наследием» пандемии и ситуации 2020 года.
Внезапное восстановление мировой экономики сопровождается ростом цен почти на все сырьевые товары. Результат виден на других рынках, начиная с рынка недвижимости. И, скорее всего, скоро это коснется автомобилестроения.
Однако, чтобы понять влияние роста цен на сырьевые товары, нам необходимо понять принцип производства автомобиля. Ошибается всякий, кто думает, что машина - это «просто груда четырехколесного металла». Технологические достижения последних 20 лет сделали автомобили более безопасными, легкими, менее загрязняющими окружающую среду, но при этом гораздо более сложными.
Сталь по-прежнему составляет более 80% веса автомобиля и используется для изготовления кузова, шасси, колес, двигателя, дверей, капота и багажника. Чтобы сделать машину с 5 дверями, понадобится около 900 кг стали. Дело в том, что все больше и больше новых автомобилей делают из алюминия, который имеет те же качества, что и сталь, но весит на 50 кг меньше. Его использование увеличилось на 80% за последние годы, и помимо корпуса этот металл используется для многих компонентов блока цилиндров.
Магний на 33% легче алюминия и используется для некоторых частей тела или (в более спортивных моделях) для уменьшения веса колес и улучшения динамических характеристик автомобиля. Далее следуют композитные материалы, такие как пластмассы, которые необходимы для некоторых кузовных панелей и интерьера. Они составляют 8% от общего веса автомобиля.
На этом список сырья не заканчивается. В меньшей степени для сборки современного автомобиля нужно много других материалов. Некоторые из них становятся все реже и, следовательно, дороже. Самыми известными и широко используемыми являются углеродное волокно, титан и литий. Углеродное волокно на самом деле не является сырьем, поскольку оно проходит через различные производственные процессы, но широко используется в кузовах спортивных моделей из-за своей прочности и легкости.
Свойства теплоотвода титана позволяют сделать некоторые компоненты, такие как выхлопная система, клапаны и валы, более прочными и эффективными. Наконец, литий - один из ключевых компонентов аккумуляторов электромобилей. Свинец (присутствует в некоторых легкосплавных дисках и батареях), медь и золото (присутствует в электрических цепях) и два чрезвычайно редких элемента - родий и палладий - дополняют ряд редких и дорогих материалов, используемых в новых автомобилях. Последние, используемые в небольших количествах, входят в состав катализаторов и оказываются даже более дорогими, чем золото.
Источник фото: autoutro.ru
Все это подводит нас к сути вопроса - ценообразованию. По данным Trading Economics, в прошлом году выросли цены почти на все товары. Насколько точно подсчитать сложно, потому что это происходит постоянно, и, кроме того, их стоимость рассчитывается в разных единицах или валютах.
Однако некоторые тенденции уже заметны. Сталь подорожала на 19% по сравнению с тем же периодом 2020 года и сейчас торгуется на уровне, который постоянно ниже своего пикового значения в сентябре прошлого года. Алюминий находится на самом высоком уровне с 2011 года и вырос на 36% в прошлом году, в то время как магний достиг рекордного уровня в сентябре и сейчас почти в четыре раза дороже, чем в среднем за последние восемь лет.
Золото и медь также достигли наивысшего уровня с 2011 года: первое (к счастью) упало на 4% с начала года, а второе выросло на 24%. Свинец оставался стабильным в последние месяцы, но вырос на 28% за последние 365 дней, а палладий в два раза дороже, чем в 2018 году, при средней цене более 2000 долларов за унцию.
Титан (который также используется в основном в авиационной промышленности) снова начал расти, достигнув рекордных значений с 2013 года. Родий снижается, но остается самым дорогим металлом, используемым в автомобилях, его стоимость составляет около 14 000 долларов за унцию. Наконец, есть литий, который используется все чаще и чаще с появлением электромобилей, количество которых выросло на 400% с последнего квартала 2020 года.
Каковы последствия для клиентов? Как все это повлияет на автомобильный мир? По-прежнему трудно сказать, но кажется вероятным, что увеличение этих производственных затрат может в конечном итоге привести к повышению цены для клиентов. Производители (как и любой другой бизнес), конечно, не собираются снижать рентабельность каждой модели. Поэтому рост затрат должен сопровождаться ростом цен как на электрические, так и на обычные автомобили.
Насколько большим будет это увеличение? По-прежнему недостаточно данных, чтобы рассчитать точное среднее значение, но, сравнивая цену нового автомобиля сегодня и его эквивалент в течение года или двух, должны быть различия, которые не принесут пользы портфелям клиентов.
Ранее «Судебно-юридическая газета» писала, что Toyota назвали одним из самых «грязных» автопроизводителей.
Также стал известен список автомобилей, которые могут похвастаться своей долговечностью.
Напомним, что автострахование — лучшие аккредитованные лаборатории — Центр Авто.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и на Инстаграм, чтобы быть в курсе самых важных событий.