В Минэкономразвития РФ представили правительственный законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей банкротства предпринимательских групп".
Законопроектом предлагается ввести в российское законодательство специальные положения, регулирующие несостоятельность (банкротство) членов предпринимательских групп (холдинговых структур).
В частности, вводится термин "предпринимательская группа", под которым понимается совокупность двух или более юридических лиц, которые в продолжение не менее чем одного года до возбуждения дела о банкротстве предпринимательской группы были подконтрольны одному контролирующему лицу — члену этой предпринимательской группы, и в течение указанного периода осуществляли свою основную деятельность под централизованным управлением контролирующего лица на основе единых управленческих, производственных и (или) технологических процессов.
Контролирующее лицо в данном случае определяется исходя из общего термина, используемого для целей законодательства о несостоятельности, применительно к нескольким должникам в составе предпринимательской группы.
Одновременно законопроектом предусматривается возможность признания по усмотрению суда того или иного должника членом предпринимательской группы в случае, если информация о его нахождении в составе такой предпринимательской группы была публично раскрыта в установленном федеральным законом порядке.
Публичным раскрытием информации будет считаться публикация информации о юридическом лице как члене предпринимательской группы в Едином государственном реестре юридических лиц.
Внесение соответствующей информации о нахождении конкретного юридического лица в составе предпринимательской группы будет осуществлять контролирующее лицо – член указанной предпринимательской группы.
В целях определения порядка внесения, изменения и исключения информации о составе предпринимательской группы в ЕГРЮЛ законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. ? 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В целях определения размера подлежащей уплате государственной пошлины за государственную регистрацию сведений о предпринимательской группе в ЕГРЮЛ законопроектом вносятся дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Помимо изложенного, законопроектом устанавливаются положения, допускающие:
1) подачу в арбитражный суд объединенного заявления должников или кредитора (кредиторов) о банкротстве нескольких должников – членов предпринимательской группы;
2) формирование единого реестра требований кредиторов и проведение в отношении таких должников единых процедур, применяемых в делах о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения);
3) ведение производства по делу о банкротстве должников – членов предпринимательской группы в одном суде, назначение одного (общего) арбитражного управляющего;
4) предоставление права контролирующему лицу – члену предпринимательской группы обращаться в суд с заявлением о банкротстве иных членов группы при наличии у такого лица информации, свидетельствующей о том, что они не в состоянии будут исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок;
5) при выявлении арбитражным судом в ходе процесса по делу о банкротстве должников – членов предпринимательской группы недобросовестных действий, совершенных в отношении этих должников со стороны иных членов предпринимательской группы, возможность привлекать таких членов предпринимательской группы к субсидиарной ответственности по обязательствам должников.
Указанные положения позволят, в первую очередь, открыть новые возможности для одновременного применения как реабилитационных, так и ликвидационных процедур в отношении нескольких организаций, входящих в группу компаний, облегчат процесс получения достоверной информации о финансовом положении членов группы, характере сделок, заключенных между ними в преддверии возникновения признаков банкротства, создадут условия для сокращения затрат на проведение процедуры банкротства и впоследствии будут способствовать увеличению процента удовлетворения требований кредиторов каждого из должников – членов группы в ходе конкурсного производства.
Кроме того, введение предлагаемых законопроектом норм, содержащих критерии для привлечения к субсидиарной ответственности, должно привести к усилению ответственности внутри предпринимательской группы за совершение неправомерных действий, направленных на доведение до банкротства отдельных ее членов, считают разработчики законопроекта.