Industrial Quesera Cuquerella SL (IQC) продает три своих сыров, используя этикетки с изображением рыцаря, похожего на обычные изображения Дон Кихота де ла Манча, костлявого коня и пейзажей с ветряными мельницами и овцами, а также словами Rocinante cheeses, передает antiraid.
Эти изображения и слово Rocinante относятся к роману «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса. Росинант — это имя лошади, на которой ездил Дон Кихот. Сыры, о которых идет речь, не охватываются защищенным наименованием места происхождения Queso Manchego, которое охватывает сыры, произведенные в регионе Ла-Манча (Испания) из овечьего молока в соответствии с требованиями спецификации продукта.
Фонд Fundación Consejo Regulador de la Denominación de Origen Protegida Queso Manchego отвечает за управление и защиту этого наименования места происхождения (PDO). Исходя из этого, он подал иск против IQC и г-на Хуана Рамона Кукереллы Монтагуд, требуя признать, что этикетки, используемые для идентификации и сбыта этих трех сыров, на которые не распространяется географическое указание Queso Manchego, а также использование упомянутых слов нарушают защиту географического указания Queso Manchego.
Испанские суды первой и второй инстанций постановили, что знаки и названия, используемые IQC для сбыта своих сыров, напоминают регион Ла-Манча, но не обязательно queso manchego, на которое распространяется географическое указание. Но Верховный суд Испании, рассматривая это дело, попросил Суд ЕС разъяснить, во-первых, может ли зарегистрированное имя выражаться с помощью образных знаков и, во-вторых, может ли использование таких знаков отображать географический район, с которым связана особая защита интеллектуальной собственности, а также может ли означать использование этого обозначения, в том числе в случаях, когда такие знаки используются производителем, находящимся в этом регионе, на чью продукцию не распространяется особая защита места происхождения товара.
Согласно решению, Суд ЕС посчитал, что зарегистрированное имя может быть отображено с помощью образных знаков. Прежде всего, Суд отмечает, что в регламенте предусматривается, что зарегистрированные названия должны быть защищены от «любого вызова», и использование слова «любой» отражает намерение защищать зарегистрированные наименования, так как вызов считается возможным посредством использования слова, символа или образного знака. Решающим критерием для определения того, вызывает ли элемент в памяти зарегистрированное имя, является возможность того, что этот элемент способен непосредственно вызывать у потребителя образ продукта, обозначение которого защищено. Суд добавляет, что цель обеспечения того, чтобы потребитель имел четкую, краткую и достоверную информацию о происхождении продукта, дополнительно гарантируется, если зарегистрированное имя не может быть вызвано с помощью образных знаков. Национальный суд должен будет конкретно оценить, способны ли эти образные знаки непосредственно ассоциироваться у потребителя с продуктами, названия которых зарегистрированы.
Далее: Суд считает, что использование образных знаков, обозначающих географический район, с которым связано указание происхождения, может представлять собой упоминание этого обозначения, в том числе в случаях, когда такие образные знаки используются производителем, зарегистрированным в этом регионе, но чья продукция аналогична или сопоставима с той, которая защищена обозначением происхождения, однако не подпадает под действие PDO.
Регламент не предусматривает, что производитель, зарегистрированный в географической зоне, соответствующей PDO, чья продукция не защищена PDO, но похожа или сопоставима с той, которая защищена, должен быть исключен из его сферы действия. Соответственно, именно Верховный суд Испании должен установить, существует ли достаточно четкая и прямая «концептуальная близость» между образными знаками, используемыми IQC, и PDO Queso Manchego, относящимися к региону Ла-Манча. Национальный суд должен удостовериться, что эти образные знаки, в частности те, на которых изображен рыцарь, похожий на обычные изображения Дон Кихота де ла Манча, костлявого коня и пейзажей с ветряными мельницами и овцами, способны создавать «концептуальную» близость с PDO Queso Manchego настолько, что изображение, вызванное непосредственно в сознании потребителя, является изображением продукта, защищенного этой PDO. В связи с этим Верховный суд также должен будет оценить, необходимо ли рассматривать вместе все фигуративные и словесные элементы, которые присутствуют на рассматриваемых продуктах, чтобы провести общую оценку с учетом всех элементов, которые могут вызывать воспоминания.
Верховный суд Испании также спрашивал Суд ЕС, соответствует ли концепция «среднего потребителя, который достаточно хорошо информирован, наблюдателен и осмотрителен», к восприятию которого национальный суд должен обратиться, чтобы оценить, распространяется ли восприятие на европейских потребителей или только потребителей в государстве-члене, в котором произведен продукт, вызывающий упоминание защищенного имени, или с которым географически связано это имя и в котором продукт используется в основном.
Суд ЕС указал, что эта концепция должна толковаться таким образом, чтобы гарантировать эффективную и единообразную защиту зарегистрированных имен от любых действий на всей территории ЕС. Соответственно, он считает, что эту концепцию следует понимать как охватывающую европейских потребителей, в том числе потребителей государства-члена, в котором произведен продукт, вызывающий упоминание защищенного названия, или с которым географически связано это имя и в котором продукт главным образом потребляется.
Таким образом, использование образных знаков, обозначающих географический район, с которым связано охраняемое обозначение происхождения, может представлять собой незаконное упоминание этого обозначения.
Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что французский обувной дом Кристиан Лабутен сумел выиграть дело в Европейском суде и теперь имеет исключительное право на красную подошву.
Также нам стало известно, что в Европейском Союзе начал действовать закон General Data Protection Regulation (GDPR), запрещающий фотографировать третьих лиц без их осведомленного согласия.